Цвет доверия и надежности в рекламе. Информационная функция цвета

Вконтакте

Одноклассники

Современный рынок немыслим без рекламы, благодаря которой бренды становятся узнаваемыми даже на бытовом уровне. Двигатель торговли способствует увеличению продаж, формируя благоприятный имидж товаров и услуг в глазах потребителя. Немаловажную роль в этом играет цветовое оформление, поэтому психология цвета в рекламе является одним из основных факторов управления людскими предпочтениями. Для понимания того, каким образом палитра оттенков способна положительно влиять на потребителя, необходимо в первую очередь выделить основные задачи, решаемые при помощи психологии цветов в рекламе.

Как работает психология цвета в рекламе

Ни для кого не секрет, что яркий свет побуждает человека к энергичным действиям. Солнечные лучи пробуждают нас утром, даря заряд энергии на весь рабочий день. Поэтому в психологии рекламы освещение играет немаловажную роль, поскольку с его помощью задается настроение, а значит, и положительное восприятие того или иного товара. Игра света и тени поможет показать предлагаемый товар максимально привлекательно даже на фоне конкурентных предложений.

Яркое освещение витрины магазина или выставочного стенда помогает привлечь большее число посетителей, нежели скрытая или камерная подсветка. Научные исследования психологии цвета в рекламе показали, что затемнение или полумрак вызывают напряжение глазного нерва, а значит, такая витрина будет утомлять клиентов, вызывая желание уйти, отказавшись даже от самого выгодного рекламного предложения.

При подготовке печатной продукции или выставочного стенда необходимо грамотно продумать дизайн рекламы, который позволит показать ваше предложение максимально привлекательно. С этой целью используется не только планировка макета, но и психология цветового оформления, которое подбирается с учетом расположения объекта относительно посетителей и предложений конкурентов.

Чтобы понять возможности психологии цвета в наглядной рекламе товаров и услуг, необходимо в первую очередь выделить те критерии, которые помогают увеличить ее эффективность. Цвет не только способствует привлечению внимания и запоминанию рекламного предложения, он помогает грамотно расставить акценты в оформлении, которые выгодно подчеркивают достоинства товаров и услуг и формируют благоприятный имидж в глазах потребителей.

Научное исследование: психология цвета в рекламе

Первые западные исследования воздействия психологии красок на потребителя датируются 1915 годом, когда в США была создана Американская ассоциация цвета (Colour Association of US). Профессор Макс Люшер, эксперименты которого обрели наибольшую популярность на территории постсоветского пространства, стремился понять психическую структуру человека. В связи с этим он провел ряд исследований в период с 1941 по 1946 годы на основе анализа теста Роршаха и пришел к выводу о том, что чувственное восприятие цвета индивидуально и зависит от предыдущего опыта каждого человека. Выявив цветовые предпочтения определенных групп людей, возможно влиять на их оценку, формируя благоприятный или наоборот негативный имидж тех или иных товаров и услуг.

По личному распоряжению Карла Мишера (Karl Miescher), руководившего крупнейшим химическим концерном Ciba в г. Базель, Люшер получил возможность проводить исследования психологии цветовых стимулов в собственной лаборатории, где и была проведена проверка 4500 образцов различных материалов (шерсть, бумага и пр.). Длившиеся в период с 1941 по 1946 годы эксперименты показали, что цветовой анализ является наиболее эффективным способом в психологии диагностики личностных особенностей.

Представив свою теорию цветовой оценки в Лозанне на всемирном конгрессе по психологии в 1947 году, Макс Люшер уже в 23-летнем возрасте обрел международную известность. Его труд был опубликован в сборнике работ конгресса «Диагностика характера» (“La Diagnostic du Charactère“ Press Universitaire, Paris 1949), а сам Люшер стал преподавателем новой дисциплины «Психология цвета» в Сорбонне.

Написав диссертацию «Цвет как инструмент психодиагностики» (1949), Люшер приобрел научный авторитет в глазах видных представителей психиатрии, философии и психологии. Международный интерес к данной проблематике со стороны крупных промышленников Германии и других стран позволил ему дополнить свои исследования данными кросс-культурных экспериментов и статистического анализа. Сегодня имя Макса Люшера стало нарицательным во всемирной теории психологии цвета в рекламе.

Какие преимущества дает психология цветов в рекламе

1. Привлечение внимания

Даже обычное объявление, написанное от руки, более привлекательно, если выполнено на цветной бумаге или с использованием карандашей разных цветов. Психология цвета в рекламе рекомендует придерживаться основного правила цветового круга и использовать только несколько сочетающихся тонов. Яркая насыщенная палитра привлечет больше внимания, особенно если применять светлую гамму оттенков.

2. Подсказки

Разрабатывая дизайн рекламных материалов, необходимо учитывать такой важный аспект человеческой психологии восприятия, как цветовая память. Наш мозг способен провести параллели между желтым оттенком бутилированной газировки и ее лимонным вкусом. Психология человека такова, что, задействовав цветовую память, можно добиться активирования других видов памяти, таких, как вкусовая и даже слуховая. Увидев яркий оранжевый оттенок апельсина в рекламе, мы вспоминаем его вкус и сочность. Аппетитное красочное изображение фруктов привлечет гораздо больше внимания, нежели выполненное в черно-белой гамме.

3. Акценты

Цвет помогает акцентировать внимание на конкретных моментах рекламного объявления. Такое выделение рекомендуется психологией цвета в рекламе для наглядной демонстрации определенных качеств и достоинств тех или иных товаров и услуг. Создавая благоприятный образ у потребителя при помощи психологии цвета, специалисты советуют уделять не меньшее внимание выбору шрифтов в текстовом оформлении рекламы. Текст должен не только хорошо читаться, но и гармонично дополняться цветовым решением в общей стилистике предложения. Самыми «читаемыми» психология цвета считает такие сочетания тонов, которые контрастно оттеняют друг друга для лучшего восприятия. Например, черный на белом, синий на желтом, красный на белом и так далее. Не стоит перегружать изображение, выбирая множество цветов и оттенков для рекламы. Наиболее оптимальной будет гамма из 2-3 оттенков.

4. Запоминаемость

Яркие акцентные цвета способствуют тому, чтобы ваше предложение запомнилось потребителю в максимально выгодном ракурсе. Исследования фокус-групп в сфере психологии цветовой памяти показывают, что для определенных видов рекламируемых товаров или услуг необходимо применять конкретные оттенки. Наиболее запоминаемыми являются цвета красного радужного спектра, холодные оттенки стоят на втором месте.

5. Позиционирование

Как уже подчеркивалось ранее, для рекламы определенных товаров необходимо применять те цвета, которые, согласно исследованиям психологии цвета в рекламе, наиболее соответствуют восприятию этих продуктов в глазах потребителей. Для увеличения продаж предметов роскоши лучше всего подходят сочетания пурпурного и золотого, в то время как для рекламы автомобилей наиболее выигрышными будут оттенки холодного спектра.

6. Формирование отношения

При помощи цвета можно «поиграть» с восприятием человека. Различные оттенки способны вызвать грусть или раздражение, радость или даже аппетит. В зависимости от конечного потребителя, на которого ориентирована реклама, дизайнеры разрабатывают проект согласно рекомендаций теории психологии цвета. Формирование позитивного восприятия предлагаемого товара или услуги не только способствует запоминанию, но может вызвать у покупателя желание приобрести данный продукт вне зависимости от того, как часто его реклама появляется в эфире.

Психология цвета в рекламе: семантика цвета

Красный

В зависимости от контекста, красный может вызывать как положительные, так и негативные эмоции. Если данный оттенок воспринимается как цвет крови, он может способствовать развитию агрессии или перевозбуждения. Красный оттенок лепестка розы, наоборот, отождествляется с привязанностью, любовью, сексуальностью. Так или иначе этот цвет вызывает прилив энергии, стимулирует решительность и побуждает к активным действиям. Его применение рекомендуется психологией цвета в рекламе для продвижения таких товаров, как спортивные автомобили, женская одежда или активные виды спорта.

Однако при смешении красного с другими оттенками, например, с белым, его энергичность сменяется. Согласно теории психологии цвета, всевозможные оттенки розового невозможно отождествлять с мощью и страстностью. Как правило, такие цвета применяются для рекламы детских и подростковых товаров.

Желтый

Насыщенный желтый цвет отождествляется с солнцем. Поэтому он воздействует на потребителя, рождая яркие, сочные эмоции и желание двигаться вперед. Это цвет пробуждения и перемен. Желтый предпочитают люди, ищущие странствий и приключений. Психология цвета в рекламе показывает, что данный цвет идеально подходит для популяризации спортивной одежды и товаров для путешествий, а также для детских аксессуаров, особенно мебели для ребенка.

При смешении желтого с другими оттенками спектра рождаются цвета, каждый из которых имеет свои особенности и фокусировку:

  • Зеленовато-желтый цвет контрастирует с энергичностью желтого. Он воспринимается как более холодный и светлый. Согласно психологии цвета, человек, который предпочитает такой оттенок, использует его в качестве определенного барьера для защиты от внешних перемен и для внутреннего сдерживания эмоций и страстей. Зеленовато-желтый цвет нейтрален при оценке наблюдателями, он никогда не скомпрометирует своего носителя.
  • Медово-желтый рождается при смешении с оранжевым и отождествляется с некоей насыщенностью, густотой и даже тяжестью. Дизайнеры стараются избегать такого цвета, только если он не применяется для рекламы конкретного товара, имеющего медово-желтый оттенок.
  • Коричнево-желтый в психологии цвета сравнивается с ощущениями счастливой неги и пресыщенности от повседневных тягот. Наиболее удачным будет применение коричнево-желтого в рекламе мягкой мебели или товаров для отдыха.
  • Согласно теории психологии цвета в рекламе, сочность красно-желтого оттенка рождает усиление энергии и повышает уровень восприятия человека. Это цвет динамичных людей, которые отказываются от сдерживающих оков реальности и отдаются во власть перемен и стихийно-радостных ощущений. Подобный «апельсиновый взрыв» будет актуален в рекламе молодежных товаров, а также продуктов питания для людей, предпочитающих активный образ жизни.
  • Золотой - это цвет богатства и положительных эмоций. Полированный блеск этого оттенка желтого будет наиболее уместен в рекламе предметов роскоши и аксессуаров.

При переходе от красного к желтому цвету изменяется психология восприятия и чувственная направленность. Возбуждающие оттенки красного не способны вызвать такие энергичные эмоции, которые рождаются при виде желтого, оранжевого и их оттенков. Теория психологии цвета в рекламе рекомендует учитывать этот контраст, если необходимо использовать сочетание данных цветов при создании макета. Желательно изменять процентное соотношение красного и желтого в зависимости от того, какие эмоции необходимо вызвать у конечного потребителя.

Синий

Насыщенный синий не зря называют «королевским». Согласно исследований психологии цвета в рекламе, этот глубокий цвет отождествляется с величием. Рассматривание предметов, имеющих синий оттенок, вызывает чувство спокойствия даже на физиологическом уровне, нормализует процессы дыхания и частоту сердечных ритмов. Рождая сравнение с глубокой, манящей своей безмятежностью морской водой, синий цвет идеально подходит для рекламы услуг туристических агентств, а также бытовых товаров, например, постельного белья.

Высветленный синий вызывает аналогию с беззаботными оттенками весеннего неба. Этот цвет будет гармоничен в рекламе продуктов питания, не требующих долгого приготовления и помогающих поддерживать стройность, например, низкокалорийных йогуртов или каш быстрого приготовления.

Темный сине-зеленый – это холодный цвет гордости и эгоистичного упрямства. Данный оттенок теория психологии цвета в рекламе не рекомендует использовать в качестве основного активного акцента. Если невозможно избежать применения темного сине-зеленого в оформлении, его стоит разбавить большим процентным перевесом контрастных цветов, которые вызывают противоположные чувства.

Холодный тон светлого сине-зеленого, как правило, ассоциируется с освежающей прохладой, а также с чистотой. Поэтому психология цвета рекомендует использовать его в рекламе охлажденных напитков, зубной пасты, а также товаров медицинского назначения, так как светлый сине-зеленый визуально выглядит стерильным.

Голубой

Небесный оттенок голубого создает ощущение покоя, неги, гармоничного состояния души и тела, побуждает к спокойному размышлению и переосмысливанию. Однако излишнее преобладание этого оттенка в общей палитре цветового решения для оформления рекламы может вызвать обратную реакцию – отторжение и скуку. Поэтому необходимо грамотно использовать светлый сине-зеленый в сочетании с другими оттенками. Согласно теории психологии цвета в рекламе, он идеально подходит для продвижения товаров для создания домашнего уюта, например, постельного белья, всевозможного текстиля для оформления мягкой зоны и так далее.

Зеленый

Зеленый – это плотный и насыщенный цвет весеннего обновления, свежести. Выбирающие его люди склонны к постоянству, стабильности. Консервативность зеленого подчеркивает уверенность и твердость в делах и поступках человека, не склонного к эгоцентричности и самолюбованию. Разбавленный синим цветом, зеленый постепенно теряет свою привлекательность и может психологически отталкивать, переходя в холодный спектр оттенков. Поэтому чистый зеленый рекомендуется использовать в рекламе без добавления «охлаждающих» тонов. Согласно теории психологии цвета в рекламе, этот цвет вполне способен справиться с ролью абсолютной доминанты, будучи максимально наглядным и привлекая внимание потенциальных зрителей.

При смешивании с желтым зеленый становится менее статичным и расширяет горизонты взгляда, провоцируя на перемены и преодоления. Этот оттенок не рекомендуется использовать в рекламе как основной, поскольку он может показаться чрезмерно докучливым. Теория психологии цвета в рекламе рекомендует разбавлять желто-зеленый тон при помощи серых красок.

Насыщенный коричнево-зеленый ассоциируется со средиземноморскими оттенками глянцевых маслин и блюд итальянской кухни, приобретая привкус чувственной неги. Психология цвета в рекламе рассматривает коричнево-зеленый как аналог томного наслаждения, покоя и новых вкусовых ощущений. Такой оттенок максимально раскроется в продвижении продуктов питания, например, экзотических соусов.

Фиолетовый

Контрастность ощущений фиолетового рождается из самой его основы. Этот оттенок создан при смешении чувственного красного цвета женского начала и волевого мужского синего. Фиолетовый в исследованиях психологии цвета – это цвет бунтарства и противоречий, бушующих разрывающих чувств и крайней степени сексуальных ощущений. Этот оттенок предпочитают гомосексуалисты и беременные женщины, поскольку он рождает столкновение различных чувств и природных начал, противоречие импульсивности и осторожности. Поскольку фиолетовый может вызывать разные и абсолютно противоположные чувства у зрителей, его не рекомендуют делать доминантным в рекламе. Лучше всего применять этот цвет в сочетании с контрастным желтым.

Коричневый

Коричневый цвет рождается из смешения превалирующих оттенков теплого спектра с небольшой примесью холодных тонов. Несмотря на сдержанность красного цвета в коричневом, этот цвет по-прежнему остается оттенком чувственных ощущений и познания природы своего тела и своих эмоций. Однако приглушенность теплых тонов приобретает в коричневом примитивный уровень первобытных инстинктов и может спровоцировать отрицание своего тела или своих ощущений. В психологии цвета коричневый ассоциируется с увяданием и дряхлостью, становясь излюбленным оттенком для людей престарелого возраста. Он заглушает стремление выйти из раздирающих противоречий, заглушая желание перемен ощущением безвыходности и примирения с создавшимися жизненными обстоятельствами. Таким образом, коричневый становится цветом, отождествляемым со здравым смыслом и опытом. Специфичность психологии этого оттенка нередко игнорируется дизайнерами при создании макета рекламы.

Белый

Универсальность белого – это свобода, бегство от обстоятельств и трепетное ожидание будущих перемен. Поскольку при смешении с любыми тонами он рождает новые оттенки, имеющие свои чувственные ассоциации, теория психологии цвета в рекламе провозглашает белый потенциальным оттенком абсолютного начала. Довольно часто белый становится основным цветом в рекламе автомобилей как символ отказа от прежних сковывающих ощущений и предвкушения новых эмоциональных и физических переживаний.

Черный

Черный – это противовес свободы и новизны белого цвета. Это конец, означающий завершение красочности и пестроты ощущений. Как правило, в психологии цвета черный ассоциируется с прекращением всего, смертью, границей, за которой ждет только бесцветная пустота. Такой оттенок выбирают люди, имеющие потребность в агрессивном протесте против обстоятельств, навязанного образа благочестивости и стандартизированного свода правил одобренного поведения. Черный цвет крайне непопулярен для создания рекламы, его применение возможно лишь в сочетании с контрастными яркими цветами, которые создают баланс и настроение.

Как показали исследования психологии цвета, проведенные во время собеседований при приеме на работу, отклоненные кандидаты выбирали черный в большинстве случаев, в то время как до начала испытаний этот цвет предпочли лишь 5% испытуемых. Это свидетельствует о том, что на подсознательном уровне выбор этого оттенка говорит о протесте против принятого решения и возникшем ощущении некоего окончания надежд и стремлений.

Разбавленный «свободным» белым «протестный» черный цвет рождает абсолютно нейтральный серый, который не выражает чувств, эмоций. Это универсальный фон, на котором возможно нарисовать любые ощущения и переживания. Выбирающие серый цвет люди, как показывают исследования психологии цвета, стремятся использовать его в качестве ширмы для защиты от излишнего внимания и навязчивости. Серый цвет может быть признаком стресса или эмоционального переутомления. Люди, отвергающие серый, могут стать прекрасной опорой для потерявших силу духа, потому что они прилагают максимум усилий для достижения поставленной цели.

Если нейтральность серого дополнить белым, возникший светло-серый цвет может символизировать возвращение чувственных переживаний, сходных с эмоциональной окрашенностью красного. Это цвет энергетического перерождения, возбуждения, возвращения «из пепла». Предпочитающие психологию светло-серого оттенка люди открыты к новым ощущениям, знакомствам и переживаниям.

Обратный переход от светло-серого к более приглушенному темному оттенку говорит о снижении возбуждения, сдерживании порывов и желаний. Это цвет отказа от страстей, цвет гармоничного баланса чувств и эмоциональной стойкости. Согласно теории психологии цвета в рекламе, выбирающий такой оттенок человек стремится к достижению равновесия между состоянием внутреннего душевного покоя и противоречиями внешнего мира.

Всевозможные оттенки серого могут стать прекрасным фоном для любой рекламы. Задать настроение помогут разные акцентные тона, которые будут контрастировать с его нейтральностью.

Как показывают исследования психологии цвета в рекламе, довольно малое число людей предпочитает белый и черный цвета одновременно. Зачастую такой выбор обусловлен состоянием внутренней психической нестабильности и даже сильнейшего стресса в кризисный период обострения. Нередко такое контрастное сочетание оказывается близко психологии детей во время полового созревания, поскольку нестабильный гормональный и эмоциональный фон провоцирует резкость суждений, максимализм в оценках и поступках с одновременным внутренним желанием одиночества, закрытости от внешнего мира и защиты. По мере преодоления подросткового кризиса предпочтительная монохромность черного и белого сменяется красочным видением окружающего мира и других людей.

Психология цвета и формы в рекламе

Помимо цвета, немаловажную роль в создании эффективной рекламы играет также и форма. Исследования психологии человека показывают, что сопоставление окружающих предметов с простыми геометрическими формами является важным этапом развития человеческого мозга. Именно поэтому людям свойственно проявлять больший интерес к стандартизированным объектам, имеющим легко узнаваемые очертания. Перегруженность и сложность форм может утомлять мозг, делая фоновые объекты слабо различимыми. И наоборот, психология простых форм позволяет сделать акцент на объектах, расположенных на макете.

В психологии простые геометрические формы привлекают гораздо больше внимания зрителя, нежели сложные многоуровневые объекты. Квадрат, прямоугольник или круг легко можно найти в имеющих природное происхождение моделях, поэтому они гораздо легче воспринимаются и обрабатываются человеческим восприятием.


При создании макета рекламы важно определиться с формой, которая поможет сделать правильный акцент. В психологии считается, что фигуры, имеющие рубленую угловую форму, привлекают внимание к объектам, расположенным именно по углам. В то время как плавные округлые формы переводят интерес зрителя в центр композиции.

Именно поэтому в психологии немаловажную роль в создании необходимого расслабляющего настроя играют именно округлые композиции, не имеющие ярко выраженных углов и ломаных линий. Если же необходимо выделить какой-либо объект, наилучшим местом акцентного внимания станет выступающий угол многоугольника вне зависимости от того, как он расположен в пространстве или на плоскости. В грамотном сочетании с цветовой композицией такая форма может стать наглядным средоточием внимания зрителей.

Геометричность линий также может оказывать положительное влияние на зрительское восприятие при просмотре рекламы. Прямые линии, имеющие вертикальную или горизонтальную направленность, вызывают ощущение покоя и стабильности, в то время как плавные изогнутые линии напоминают природные формы своим изяществом и несимметричностью. Однако необходимо учитывать, что частота линий может оказывать влияние на психологию восприятия рекламы: плотно расположенные контрастные линии будут «рябить» в глазах, провоцируя усталость и раздражение. Широкие линии с плавными цветовыми переходами дают умиротворение и спокойствие. Линии, имеющие угловатые изгибы, способствуют высвобождению энергии, создают бунтарское настроение перемен и поиска новых горизонтов. Симметричные формы могут дать ощущение ритмичности и спокойствия и воспринимаются гораздо явственнее остальных, однако чрезмерное преобладание таких равномерных изгибов в рекламе может вызвать переутомление и отторжение.


Психология цвета в рекламе: примеры удачного использования

Психология цвета в рекламе отводит ему самую ответственную роль. Именно цветовое оформление брендов наш мозг зачастую ассоциирует с непосредственным слоганом или названием. Правильный выбор оттенков и их сочетаний может сыграть решающую роль в психологии оценки компании потребителем, а также в вопросе ее преобладания на рынке. Создать необходимую узнаваемость цвета значит популяризировать бренд в целом и обеспечить стабильное положение в нишевом рейтинге компаний-конкурентов.

Красный и «Coca-Cola»


Оранжевый и «Fanta»


Желтый и «Lipton»


Зеленый и «Ahmad»


Голубой и «Aqua Minerale»


Синий и «Pepsi»


Фиолетовый и «Milka»


Черный и «Carte Noire»


Как сделать так, чтобы психология света, цвета и формы в рекламе работала на вас

Разумеется, данную информацию можно и нужно применять в своей рекламе, чтобы повысить ее эффективность и узнаваемость бренда вашей компании и ее продукции на рынке. Однако теория психологии цвета в рекламе не рекомендует увлекаться чрезмерной «игрой» красок, оформляя свое предложение всем возможным цветовым разнообразием. Это может оказать обратный эффект: вместо привлечения внимания, такое предложение будет «рябить» в глазах, утомлять потенциального зрителя и вынудит поскорее прекратить просмотр. А значит, буйство красок может оттолкнуть ваших будущих клиентов и даже способствовать увеличению продаж конкурентов, если наглядность их рекламного предложения будет более привлекательной.

Непрофессионалу зачастую уже на практике становится понятно, как сложно при помощи психологии цвета выделить особенности и достоинства своей продукции, чтобы преподнести ее максимально выгодно. Это не новость, и многие люди действительно бывают озадачены тем, что им не удается правильно соединить преимущества цветов, форм, света и многих других факторов в единый запоминающийся образ. Задачу грамотного цветового оформления лучше доверить квалифицированным специалистам, которые помогут создать узнаваемую рекламу.

Специалисты типографии «СловоДело» предлагают свою помощь в подобных проектах. Высокий уровень профессионализма, творческий подход, богатый опыт дизайнеров, а также современное высококлассное оборудование — все это послужит для того, чтобы создать по-настоящему уникальную и запоминаемую рекламу, которая будет максимально выгодно выделяться на фоне конкурентов.

Сотрудники типографии подходят индивидуально к любой задаче, а потому добиваются качества, опираясь на особенности каждого конкретного заказа.

Доверяя свой проект специалистам «СловоДело», вы можете быть абсолютно уверены в конечном результате. При возникновении предпосылок к успешному долговременному сотрудничеству типография «СловоДело» дает возможность сотрудникам компании-клиента развивать и прорабатывать созданную концепцию рекламы, превращая ее во все более узнаваемый и популярный бренд.

Вконтакте

В этой публикации я хочу рассмотреть довольно интересную тему: как правильно использовать цвета в рекламе и маркетинге . Психология человека говорит нам о том, что разные цвета вызывают разные ощущения и эмоции и побуждают совершать разные действия. Конечно же, эта особенность человеческой психики не осталась без внимания маркетологов, поэтому при разработке рекламы, при в разных случаях используются разные цвета.

Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, какие эмоции и чувства вызывают у человека разные цвета, как правильно использовать цвета в маркетинге и рекламе, в каких случаях лучше применять тот или иной цвет. Итак, начнем по порядку.

Наверняка вы все обращали внимание, что разные компании используют разные цвета для продвижения своих брендов. Все это делается не просто так: над созданием бренда крупной компании работают целые отделы маркетологов, и он продумывается буквально до мелочей. Каждый цвет призван вызывать у человека разные ассоциации. К примеру, посмотрите на эту картинку:

Вообще все цвета можно условно разделить на две категории:

  1. Теплые цвета – ассоциируются с энергией. Сюда можно отнести все “красные” цвета: желтый, оранжевый, красный, коричневый цвет и их оттенки.
  2. Холодные цвета – ассоциируются со спокойствием. К ним относятся все “синие” цвета: голубой, синий, бирюзовый, фиолетовый, зеленый и их оттенки.

Черный и белый цвета идут отдельно и представляют собой, скажем так, классику цветовой гаммы. Все эти ассоциации находят свое применение в рекламе и маркетинге.

Красный. Красный цвет – это цвет страсти, он возбуждает и всегда вызывает у человека яркие, повышенные чувства и эмоции. При виде красного у человека учащается сердечный ритм, учащается дыхание, стимулируются мозговые рецепторы. Красный цвет в рекламе можно охарактеризовать следующими эпитетами:

  • Агрессивный;
  • Энергичный;
  • Привлекающий внимание;
  • Провокационный.

Фиолетовый. Фиолетовый цвет ассоциируется у человека с изысканностью и таинством, благородством и утонченностью. Использование этого цвета в рекламе и маркетинге ставит перед собой цель вызвать следующие ассоциации:

  • Королевское достоинство;
  • Изысканность вкуса;
  • Ностальгия;
  • Тайна;
  • Одухотворенность.

Синий. Синий цвет ассоциируется с небом, водой, морем, океаном. Пожалуй, именно синий цвет чаще других используется в рекламе и маркетинге, поскольку он расслабляет и вызывает ощущение спокойствия и умиротворения. Его использование в продвижении товаров и услуг призвано вызвать у человека такие ассоциации:

  • Надежность;
  • Стабильность;
  • Безопасность;
  • Ответственность.

Коричневый. Коричневый цвет ассоциируется с землей и символизирует простоту, силу, стойкость. Однако, с использованием этого цвета в рекламе и маркетинге нужно быть осторожным, поскольку для отдельных людей он может ассоциироваться с грязью и нечистотами. Используя коричневый цвет в маркетинге, стараются подчеркнуть такие характеристики:

  • Доступный;
  • Натуральный;
  • Простой;
  • Надежный.

Черный. Черный цвет – это классика. В рекламе и маркетинге этот цвет используют компании, которые хотят подчеркнуть свою классическую изысканность. Черный цвет идеально подойдет для рекламы дорогих, брендовых, статусных товаров и услуг. Он должен вызывать у потребителя такие ассоциации:

  • Престиж;
  • Качество;
  • Изысканность;
  • Ценность;
  • Вечность.

Белый. Белый цвет у человека ассоциируется с непорочностью (как платье невесты), чистотой, стерильностью (как медицинский халат). Именно это он и призван подчеркивать в рекламе. Используя белый цвет, маркетологи хотят вызвать у потребителей следующие ассоциации:

  • Невинность;
  • Чистота;
  • Благородство;
  • Мягкость.

Зеленый. Зеленый цвет в психологии ассоциируется с природой, спокойствием, свежестью и здоровьем. При использовании этого цвета в маркетинге и рекламе очень большое значение имеет выбранный оттенок, поскольку светло-зеленый вызывает чувство безмятежности, а насыщенно-зеленый – богатства, изобилия, у многих он ассоциируется с деньгами, как цвет доллара. Применение зеленого цвета в рекламе указывает на:

  • Престиж;
  • Достаток;
  • Здоровье;
  • Спокойствие.

Зеленый цвет идеально подойдет для продвижения финансовых услуг, продуктов питания, бытовой техники, недвижимости, товаров IT-сферы. Допустимо использовать его для медицинских и сельскохозяйственных брендов. А вот для маркетинга в сфере грузоперевозок, одежды, автомобилей зеленый цвет лучше не применять.

Желтый. Поскольку желтый цвет – это цвет солнца, то главные ассоциации, которые он вызывает в человеческой психике – надежда и оптимизм. Желтый цвет в рекламе используют для подчеркивание креатива, энергии, привлечения внимания потенциальных покупателей. Вот основные моменты, на которые он делает акцент:

  • Позитив;
  • Свет;
  • Тепло;
  • Мотивация;
  • Креативность.

Оранжевый. Оранжевый цвет является неким симбиозом яркости и позитива желтого со страстью и энергетикой красного, можно сказать, что этот цвет полон жизни и азарта. Применяя его в рекламе, маркетологи хотят подчеркнуть:

  • Живость;
  • Веселье;
  • Игривость;
  • Изобилие.

Вот примерно так используют цвета в маркетинге и рекламе. Надеюсь, что эта информация поможет вам для построения своих товаров и услуг.

Желаю вашему бизнесу успехов и процветания! До новых встреч на !

Цвет – одно из самых мощных средств в инструментарии дизайнера. С его помощью можно привлечь внимание, создать определенное настроение, повлиять на эмоции, восприятие и поведение.

Знаете ли вы, что среди причин, побуждающих покупателей приобретать определенный товар, 90% приходится на долю цвета ? Или что на цветную рекламу в журналах обращают внимание на 26% чаще, чем на черно-белую?

Вывод очевиден: использование правильного цвета поможет достичь успеха. Но тут же возникает естественный вопрос: как подобрать правильный цвет? Для ответа на него придется проанализировать несколько важных аспектов:

  • цветовые ассоциации
  • различия в восприятии цвета у мужчин и женщин
  • проблемы, связанные с нарушением цветовосприятия.

Цвет не только помогает получить более объективную информацию о продукте, он также способен оказывать мощное психологическое воздействие. Одни и те же цвета могут действовать по-разному – в частности, это зависит от национальности и места проживания человека. Остановимся на цветовых ассоциациях у людей западного мира.

Красный цвет в психологии: опасность, важность, страсть

Красный – это цвет огня и крови. Один из самых мощных цветов по силе воздействия, который ассоциируется одновременно с любовью и войной. Известное выражение to see red (в дословном переводе с англ. «смотреть на красное») означает прийти в ярость, выходить из себя.

Этот цвет обладает сильным эмоциональным воздействием. От него может подниматься давление или увеличиваться частота дыхания.

Красный цвет – энергичный и импульсивный. Он ассоциируется со скоростью и силой. Именно поэтому Netflix и YouTube используют его в качестве доминирующего цвета.

Хорошо известно о способности красного цвета привлекать внимание. В дизайне он часто используется как мощный цветовой акцент. Подобно красным ковровым дорожкам на церемонии вручения наград, можно использовать красный цвет для выделения особо важных деталей на странице сайта.

Оранжевый цвет в психологии: уверенность, энергия, оптимизм

Оранжевый очень энергичный цвет – подобно красному, он возбуждает, но в меньшей степени. Обладает энергетической аурой, но без агрессивности, присущей красному. Может создавать радостную атмосферу.


На главной странице сайта Hipmunk – поисковой системы авиарейсов – оранжевая кнопка поиска сразу же привлекает внимание.

Как и красный цвет, оранжевый способен привлекать внимание, поэтому его можно использовать для акцента важных деталей, таких, как кнопка призыва к действию (CTA). Некоторые считают это слишком простым решением, однако многие приложения и сайты часто пользуются этим «дешевым» в хорошем смысле приемом.

Желтый цвет в психологии: солнце, счастье, внимание

Как ни странно, желтый цвет ассоциируется одновременно и с радостью, и с тревогой. Он часто используется для фокусировки внимания. Примером могут служить предупреждающие знаки. Желтый цвет может ассоциироваться с опасностью, но в меньшей степени, чем красный.


Желтый цвет сразу обращает на себя внимание при контрастном сочетании с черным. Торговая марка часов Breitling использовала это свойство при разработке своего официального сайта.

Особенно эффективно работает сочетание желтого цвета с черным. Яркий тому пример – нью-йоркское такси.

Зеленый цвет в психологии: природа, развитие, успех

Зеленый цвет естественным образом связан с природой. Он ассоциируется с жизнеспособностью и ростом, поскольку большинство растений на земле зеленого цвета.


Зеленая кнопка призыва к действию.

В дизайне этот цвет часто используется для создания баланса и гармонии. Однако, чтобы добиться сбалансированности, дизайнерам следует учитывать насыщенность цвета.

Насыщенные зеленые оттенки привлекают к себе внимание, благодаря энергичному возбуждающему воздействию. Именно поэтому их часто используют для кнопки призыва к действию.

Синий цвет в психологии: комфорт, расслабление, доверие

Синий – это цвет моря и неба. Один из наиболее значимых и часто используемых цветов при разработке пользовательского интерфейса. При этом от правильного выбора оттенка будет во многом зависеть визуальное восприятие дизайнерских разработок:

  • Светло-синий оттенок ассоциируется с прохладой, свободой и спокойствием. Спокойствие может перерастать в доверие, именно поэтому этот оттенок часто используется в банках.
  • Темно-синие оттенки отлично подходят для проектов, где очень важна стабильность и надежность.

Синий цвет часто ассоциируется со стабильностью.

Фиолетовый цвет в психологии: роскошь, одухотворенность, креативность

Естественный фиолетовый цвет редко встречается в природе, поэтому для него отводится особая роль в дизайне.

Исторически связанный с королевской властью, фиолетовый цвет и сегодня ассоциируется с роскошью. Он тонко намекает на высокое качество продукта или сайта (даже если это не так).


Фиолетовый цвет большинство молодых людей считают цветом счастья.

Интересно, что 75% детей предпочитают фиолетовый цвет всем остальным оттенкам.

Черный цвет в психологии: сила, изящество, утонченность

Черный – самый сильный из всех цветов. Он сразу привлекает к себе внимание, именно поэтому он наиболее часто используется для текстов и акцентов.


Черная кнопка «Get started» одной из первых бросается в глаза, когда заходишь на сайт Squarespace.

При использовании в качестве доминирующего цвета – например, для создания фона – черный может вызывать оригинальные ассоциации. С его помощью легче добиться ощущения изысканности и загадочности в дизайне.

Белый цвет в психологии: здоровье, чистота, целомудрие

Белый цвет часто связывают с непорочностью, чистотой и добродетелью. Используя ассоциации белого цвета со здоровьем или разработкой инноваций, можно подчеркнуть безопасность продвигаемого продукта из области медицины или высоких технологий.


Белые участки создают пространство вокруг элементов дизайна, помогая подчеркнуть их или отделить друг от друга.

В дизайне белый превосходно оттеняет соседствующие с ним цвета, что делает его популярным в качестве вторичного цвета. Правильное использование белого поля – это мощный дизайнерский инструмент. Вспомним, к примеру, страницу поиска Google. Белый цвет придает больше выразительности другим оттенкам.

Серый: официальность, нейтральность, профессионализм

Серый – это символ нейтральности. Он легко сочетается с другими цветами. В качестве основного фона серый цвет создает ощущение официальности, что не всегда плохо. Подобно белому, серый фон хорошо оттеняет другие цвета.


Серый обычно сочетается с более яркими цветовыми акцентами. На сайте Dropbox серый цвет используется для выделения кнопок призыва к действию.

Пол и цвет

Пока не существует определенных норм, какие цвета считать сугубо женскими, а какие мужскими. Есть лишь результаты исследований , проведенных за последние восемь десятилетий, которые позволяют сделать некоторые обобщения. И хотя данные неоднозначны, один вывод неоспорим: у мужчин и женщин разные цветовые пристрастия.


Самые любимые цвета
Наименее любимые цвета
  • Синий – самый популярный цвет как среди мужчин, так и среди женщин. При этом мужчины значительно чаще, чем женщины, используют вариации на тему синего цвета.
  • Самые непопулярные цвета у мужчин и женщин – коричневый, оранжевый и желтый. Серый – наименее любимый цвет для женщин, а фиолетовый – для мужчин.
  • Что касается оттенков и тонов, то мужчины обычно предпочитают смелые цвета, в то время как женщины чаще выбирают более мягкие оттенки.
  • Большинство людей считает, что розовый – это цвет, обожаемый всеми женщинами, но это не так. Число его поклонниц составляет небольшой процент. Таким образом, хотя в психологии цвета розовый ассоциируется с женственностью, он вовсе не является привлекательным для всех женщин.

Цвет в маркетинге и бизнесе

Роль цвета при создании фирменного стиля

При разработке философии бренда цвет занимает центральное место среди остальных факторов. Каждый цвет, который мы видим, прямо или косвенно что-то подразумевает, и это помогает повлиять на восприятие той или иной торговой марки. Некоторые цвета выходят за рамки отдельных брендов, символизируя целые отрасли, например, голубой для туристического бизнеса, зеленый для здорового питания, красный для фаст-фуда.

Нет никаких четких правил для выбора цветовой гаммы при разработке фирменного стиля. Некоторые используют привычные для своей отрасли цветовые оттенки, а другие, напротив, предпочитают идти против традиций, считая, что это помогает более эффективно привлекать внимание. Например, Virgin America решила изменить традиционную концепцию при разработке своего сайта и приложения. И хотя, возможно, это не совсем то, что ожидают пользователи от сайта авиакомпании, он, тем не менее, привлекает к себе внимание.


В приложении Virgin America для iOS нет даже намека на голубые оттенки.

Таким образом, неожиданный выбор цвета может стать эффективным приемом, который поможет привлечь внимание пользователей к вашей компании.

Цвет и оптимизация уровня конверсии

Как можно использовать знания в области теории цвета и психологии, чтобы побудить людей нажимать на кнопку? Выбор цвета для кнопки призыва к действию (CTA) – один из старейших аспектов спора относительно конверсии и оптимизации. На каждого утверждающего, что лучшим для кнопки является красный цвет, так как привлекает наибольшее внимание, найдется оппонент, уверенный в том, что лучший выбор – зеленый цвет, потому что он ассоциируется с безопасностью и побуждает к действию.

Сервис HubSpot представил результаты проведенного маркетингового исследования (A/B теста), которые показывают, как выбор цвета для кнопки призыва к действию влияет на количество зарегистрировавшихся пользователей.


A/B тестирование – наиболее эффективный и часто используемый метод маркетингового исследования.

Хотя изначально предполагалось, что зеленая кнопка будет работать эффективнее, результаты тестов показали, что у красной кнопки на 21% больше кликов. При этом HubSpot предупредил своих пользователей, что результаты теста в некоторой степени субъективны – возможно, аудитория предпочла красный, потому что это был единственный насыщенный цвет на странице сайта.

Сам по себе цвет кнопки не влияет на ее абсолютную эффективность – то, что хорошо работает на одном сайте, может быть малоэффективным на другом. Утверждение, что один цвет конвертирует лучше другого – ошибочное, потому что не существует универсального наилучшего цвета. Однако при этом все же существуют некие правила, основанные на практическом опыте, которые помогают эффективно использовать цвет в своих интересах. Одно из них – использование психологического принципа, известного как «эффект изоляции». Согласно этому принципу, люди лучше запоминают объект, который выделяется на фоне остальных «как бельмо на глазу».

Например, если в оформлении вашего сайта или приложения много зеленого, пользователи, скорее всего, не будут обращать внимание на зеленую кнопку, несмотря на то, что данные A/B теста подтвердили ее эффективность в другой компании.


Веб-сервис Evernote. Их кнопка призыва к действию «It’s Free» просто похоронена, потому что по цвету сливается с фоном. Она теряется на странице, и пользователи ее не замечают.

Иногда следует менять визуальную иерархию цветовой гаммы на странице, чтобы выделить кнопку призыва к действию. Очень важную роль играет контраст – если цвет кнопки не привлекает внимание потенциального клиента, значит, не будет регистраций/продаж.


Кнопка призыва к действию (CTA), действительно, привлекает внимание пользователей в том случае, когда контрастирует по цвету с остальными элементами страницы.

Цвет и юзабилити

Дизайн подразумевает не только красивое оформление, но и функциональность и юзабилити – пожалуй, два наиболее важных принципа для работы любого UX-дизайнера.

Цвет – это инструмент, который помогает направлять взгляд на нужные объекты. Правильный выбор цвета при разработке интерфейса не только привлекает пользователей, но и повышает эффективность работы пользовательского интерфейса.

Ограничение количества цветов

Применяя разные цвета в дизайне, следует стремиться к балансу. Чем больше цветов вы используете, тем труднее добиться сбалансированности. Использование слишком большого количества цветов – это распространенная ошибка разработчиков. Возможно, они стараются таким способом оказать максимальное влияние на пользователей и донести до них как можно больше информации, однако это может сильно запутать людей, заходящих на сайт.


Какие бы цветовые оттенки вы ни использовали, слишком большое количество цветов создает неудачный визуальный эффект.

Дизайнеры интерьеров придерживаются простого правила 60–30–10, которое хорошо работает и при разработке сайтов. Этот прием, неподвластный времени, поможет подобрать сбалансированную цветовую гамму: 60% должно приходиться на доминирующий цвет, 30% на вторичный цвет и 10% на цветовой акцент. Такое соотношение гарантирует цветовое равновесия и комфортный переход взгляда от одного объекта к другому.


Формула 60% + 30% + 10% – это залог сбалансированности используемых цветов.

Доступность цветовосприятия

Люди воспринимают цвета по-разному. Примерно 8% всех мужчин и 0,5% всех женщин страдают дальтонизмом в той или иной степени. От нарушения цветовосприятия больше всего страдает сочетание красного цвета с зеленым. Единственный способ избежать проблем – стараться не использовать эту цветовую комбинацию.

Многим дальтоникам трудно отличить красный цвет от зеленого.

Возьмем для примера распространенную ситуацию. Вы когда-нибудь получали сообщение о неправильном заполнении формы – что-то вроде «Поля, отмеченные красным, обязательны для заполнения»? Хотя для пользователей с нормальным зрением в этом нет большой проблемы, людей, страдающих дальтонизмом, такое сообщение может расстроить.


Разработчики сайтов для операции заполнения форм используют только два цвета: красный и зеленый. Но дальтоники не различают поля, выделенные этими цветами.

Как сказано в рекомендациях организации W3C, цвета не должны использоваться в качестве единственного визуального инструмента для следующих целей: передачи информации, побуждения к действию и ответной реакции, выделения визуального элемента. Следуя этим рекомендациям, разработчики сайтов должны обратить внимание на некоторые моменты: ответное сообщение об ошибках должно быть более информативным, например, таким: «Адрес электронной почты, который вы ввели, недоступен»; или, возможно, следует добавить иконку рядом с полем для заполнения, чтобы привлечь внимание пользователя.


Дополнительные визуальные подсказки и встроенная проверка ошибок помогают выделить неверно заполненное поле.

Есть несколько способов, которые помогут протестировать ваш пользовательский интерфейс на доступность?

  • Сервис WebAIM поможет с проверкой цветовых сочетаний.
  • Использование графического редактора Adobe Photoshop поможет откорректировать изображения с помощью Color Universal Design. Это обеспечит доступность графической информации для людей с нарушением цветовосприятия, в том числе и цветовой слепотой.

Заключение

Мы рассмотрели несколько факторов, связанных с цветом, которые могут повлиять на работу пользовательского интерфейса вашего сайта или приложения. Но нам так и не удалось ответить на вопрос: «Как найти правильный цвет?». Но вы, возможно, уже догадались, что «лучшего» для конверсии цвета вообще не существует. Один цвет способен не на многое. Самое важное: какие вы выбираете цвета и как сочетаете их между собой.

Если ваша цель – повысить уровень конверсии, то вам не обойтись без серьезного анализа информации: что на самом деле нужно пользователям, какая формулировка или стиль речи для них наиболее доступны, какой способ покупки товаров они предпочитают. Правильно разработанный сайт – это такой сайт, который устраивает пользователей.

Психологами установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой.

Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно:

  • вызывают психологическую реакцию;
  • подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т.д.;
  • имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители;
  • прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п.;
  • «взывают» к чувствам: придают объемность среде и предметам.

Как показывают специальные исследования, 80% цвета и света «поглощаются» нервной системой и только 20% — зрением.

Когда видишь хорошие рекламные фильмы, листаешь буклеты, разглядываешь плакаты, непременно обращаешь внимание на выразительность цветовых и пространственных решений. Все продумано до мелочей. Все очень красиво, все работает на цель — привлечь внимание, заинтересовать рекламируемым товаром. Цвет и форма эмоционально воздействуют на человека.

Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить.

Влияние цвета на потребительский выбор можно проиллюстрировать следующим экспериментом. Домохозяйкам дали продегустировать четыре чашечки кофе, стоящие рядом с коробками коричневого, голубого, красного и желтого цвета. Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторы об этом не знали. Результаты: 75% испытуемых отметили, что кофе, стоящий рядом с коричневой коробкой, по их мнению, слишком сильный. Около 85% испытуемых сочли кофе, стоящий рядом с красной коробкой, самым ароматным и вкусным. Почти все утверждали, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, мягкий, а тот, что стоял рядом с желтой коробкой — слабый.

Специалисты исследовали влияние цвета на восприятие человека, ассоциации, вызываемые им в национальных средах разных стран. Оказалось, например, что цвет означает или символизирует:

  • красный : в Америке — любовь, в Китае — доброту, праздник, удачу, в России — высокую активность, агрессию, борьбу, в Индии — жизнь;
  • желтый : в Америке — процветание, в России — солнечность и разлуку; в Сирии — траур, смерть, в Индии — великолепие,
    в Бразилии — отчаяние;
  • зеленый : в Америке — надежду, в Китае — роскошную жизнь, в Индии — мир и надежду;
  • голубой : в Америке — веру, в Индии — правдивость, в Китае - один из траурных цветов;
  • синий : в России — ночной покой;
  • фиолетовый : в Индии — печаль и утешение, в Бразилии - печаль;
  • белый : в Америке — чистоту и мир, в Китае — подлость, опасность, траур; в Европе — молодость;
  • черный : в Америке — символизирует сложную, чрезвычайную ситуацию, в Китае — честность.
Наиболее популярны цвета:
  • красный: в России, Ираке, Мексике, Норвегии;
  • оранжевый: в Голландии;
  • желтый: в Китае;
  • зеленый: в Австрии, Болгарии, в Мексике, Австралии, Ирландии, Египте;
  • голубой: в Индии;
  • белый: в Мексике;
  • коричневый: в Болгарии.

Огромное внимание влиянию цвета на восприятие человека и его психическое состояние уделял швейцарский психолог Макс Люшер . Он установил, что определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции . Например, желто-красные тона создают чувство взволнованности, возбуждения, активности. Синие, серые цветовые тона, напротив, действуют успокаивающе.

Черный или серый цвет обладает значением изысканности, культурности. Он как бы противостоит всей гамме вульгарных красок. Но одновременно все активнее выступает яркий цвет как знак эмансипации, каникул, свободы. Цвет становится важным элементом общего решения внешнего вида вещи и ее рекламного образа. Краски соотносят друг с другом и со средой и именно это имеют в виду, когда говорят об их «функциональности».

В ряде европейских стран все более отчетливо усиливается противостояние табачной и алкогольной рекламе, в том числе и путем ограничения цветовых решений. Известны случаи, когда законодательным порядком табачная и алкогольная реклама допускается исключительно в черно-белом цветовом оформлении.

В перечислении возможных вариантов покупательского поведения крупный шрифт красного или голубого цвета на белом фоне будет описывать желательное поведение, а мелкий черный шрифт в том же ряду — нежелательное. С точки зрения психологической эффективности наиболее удачны желтый, бирюзовый, сине-фиолетовый и рубиновый цвета.

Считается, что если цвета, наиболее часто встречаемые в магазинах России, расположить по степени воздействия на внимание покупателей, то распределение по степени эффективности привлечения внимания будет следующим (в %):

сине-фиолетовый — 100;
темно-синий — 90;
бирюзовый — 85;
интенсивно-лимонный — 60;
черный — 47;
темно-фиолетовый — 42;
желтый — 22;
голубой — 17,5;
синий — 14,5;
коричневый — 9,5;
рубиновый — 7,5;
красно-розовый — 3,5.

Считается, что у всех цветов есть дополнительные свойства, присущие им от природы либо приписываемые образом, в котором они используются. Приведем некоторые медицинские, физиологические и психологические характеристики цвета:

красный: теплый и раздражающий, стимулирует мозг, символ опасности и запрета, показывает деятельный настрой. «Уменьшает» поверхность, окрашенную в этот цвет, и создает чрезмерную напряженность. Красный выбирают люди эмоциональные, влюбчивые, сексуальные. На малых поверхностях может сочетаться с бирюзовым или серым;

оранжевый: жизнерадостный, импульсивный, учащает пульс, создает чувство благополучия, свидетельствует о реализме. Его теплота, часто в сочетании с синим как дополнительным цветом, делает его приемлемым на небольших поверхностях, особенно для такой «холодной» по своей природе продукции, как инструменты, машинное оборудование и т.п.;

желтый: стимулирует мозг, привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. Желтый, оранжевый цвета выбирают жизнерадостные, импульсивные люди. Яркость этого цвета вызывает нарушение психического равновесия, поэтому его не рекомендуется использовать на больших поверхностях и лучше применять в сочетании с зеленым;

теплый желтый (цвет яичного желтка): дружеский, теплый, приятный;

светло-желтый (лимонный): холодный, «кислый», отталкивающий, вызывает чувство незначительности, бесцветности;

золотистый: олицетворяет стремление к власти и демонстрации своего превосходства;

зеленый: успокаивает, снимает боль, усталость, уравновешивает, олицетворяет свежесть и естественность. Зеленый выбирают люди способные и уравновешенные. Сам по себе вызывает ощущение «обделенности» и создает вялую атмосферу, поэтому должен
использоваться в сочетании с белым или синим;

голубой: антисептичен, эффективен при невралгических болях;

синий: создает внутреннюю силу и гармонию. Синий выбирают люди меланхоличные и разочарованные. Свежесть этого цвета в сочетании с его успокоительным влиянием помещает его в ряд желательных цветов, поскольку он разряжает стресс;

фиолетовый: действует на сердце, легкие, кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани, «примиряет» чувства между собой. Будучи дополнен зеленым или бирюзовым цветом, расслабляет и одновременно «провоцирует». Фиолетовый выбирают люди, в жизни которых наблюдается период неустойчивости;

белый: символизирует чистоту. Для него характерно «самоустранение» его собственной силы, поэтому его лучше использовать в сочетании с синим, красным или зеленым;

бежевый: олицетворяет «седину»;

бирюзовый: холодность этого цвета делает необходимым его использование в сочетании с красным. Таким образом он становится нейтральным и приемлемым во многих случаях;

багровый: с ним связывают полноту и насыщенность;

коричневый: вызывает ощущение стабильности и реалистическое настроение. Коричневый выбирают люди, находящиеся в периоде стабильности, но не желающие ничего менять (консервативные). «Тяжелый» по своей природе, он может быть использован в сочетании с родственными ему оттенками или темно-голубым цветом;

черный: символизирует изящество;

светло-голубой: создает холодное и отталкивающее впечатление;

розовый: ощущение слабости, пустоты, а часто и слащавости;

светло-зеленый: придает холодность окружающей среде.

Специфика высококачественных товаров и предметов роскоши лучше подчеркивается сочетанием черного с красным или золотистым. Свежесть — холодными цветами: желтым, синим или зеленым. Не случаен выбор, например, цвета зелени для молочной продукции, голубого — для продуктов моря, коричневого — для керамики, «смелых» цветов (оранжевого, например) — для промышленных товаров, ярко-синего или голубых оттенков красного — для ювелирных изделий.

По степени ухудшения восприятия цветовые сочетания располагаются в следующем порядке: синий на белом; черный на желтом; зеленый на белом; черный на белом; желтый на черном; белый на черном; зеленый на красном; синий на белом; красный на желтом; белый на синем; красный на белом; синий на желтом; оранжевый на черном; желтый на синем; зеленый на белом; оранжевый на белом; белый на зеленом; красный на зеленом; коричневый на белом; белый на коричневом; коричневый на желтом; желтый на коричневом; красный на белом; белый на красном; желтый на красном.

Специальными исследованиями установлено, что количество используемых цветов непосредственно влияет на эффективность воздействия рекламного сообщения. Если эффективность восприятия черно-белого изображения принять за 100%, то эффективность двухцветного возрастает на 20%, а многоцветного — на 40%.

Существенным фактором для создания нужной атмосферы при восприятии рекламируемого товара является температура цвета, которая также оказывает психологическое воздействие на покупателя. Так, если теплый белый цвет (до 500 люксов) создает спокойную и, скорее, вялую окружающую среду, более холодный и нейтральный белый цвет подчеркивает активный настрой и более приемлем для мест непосредственной продажи.

Более точной передаче цветовых оттенков при использовании осветительных приборов способствует применение специальных цветофильтров.

Обычно рекомендуется применять в рекламных целях не более двух различных цветов, которые, однако, можно разнообразить за счет родственных им оттенков, поскольку такое родство создает ощущение цветовой последовательности и не раздражает зрения.

Невозможно дать приемлемого во всех случаях рецепта применения цветовой окраски. Это связано с тем, что вызываемое цветовыми сочетаниями психологическое воздействие дифференцированно для различных людей, в поведении которых существенную роль играют культура и традиции.

Человек, обладая совершеннейшей системой цветовосприятия, разработал различные способы использования цветов для личных и профессиональных нужд, а также в целях развлечения.

Свет и цвет воздействуют на психику человека, влияют на восприятие объекта и отношение к нему. Цвет способен как выразить настроение человека, так и вызвать или сформировать определенную эмоцию, чувство, ассоциацию или состояние.

Люди определяют любимый цвет бессознательно, отталкиваясь от настроения и эмоционального фона.

Красный цвет нравится страстным и импульсивным личностям. Синий – цвет уравновешенных и спокойных людей. Желтый цвет любят люди веселые и энергичные. Зеленый – цвет гармоничных и искренних личностей. Фиолетовый – цвет загадки и тайны, его часто выбирают творческие личности и люди с хорошо развитой интуицией. Любимый цвет человека может многое рассказать о нем.

Воздействие цвета

Цветотерапия воздействие цветом на психику в целях улучшения физического и душевного состояния, способное успокоить, взбодрить, придать уверенности в себе, вдохновить и тому подобное в зависимости и выбранного цвета. В рекламе используют побудительные, стимулирующие совершить покупку свойства цвета и света.

Цвет оказывает воздействие не только на сознательном, но и на бессознательном уровне . Так, желтый цвет бессознательно ассоциируют с солнечным светом, зеленый – с травой, а голубой символизирует небо. Любой цвет вызывает тот или иной стереотипный ассоциативный ряд.

Красивые, яркие, гармоничные изображения привлекают внимание, вызывают позитивные ассоциации и эмоции. Тусклые, темные и нечеткие изображения не рождают ни интерес, ни желание рассматривать их долго.

Цвет формирует не только эмоциональное отношение к предмету, но и позволяет сделать выводы о его размере, массе, удаленности, температуре.

Так, предмет красного цвета воспринимается как более теплый, близкий и большой, чем тот же предмет синего цвета. Цвета принято разделять на «теплые» и «холодные» по этому принципу.

Эти и другие особенности цвета и света, а также их влияние на психоэмоциональное состояние человека учитывается при создании визуальных образов в рекламе.

Знание психологии цвета позволяет найти способ показать рекламируемый товар с лучшей стороны, а также «приукрасить» его, сделав привлекательнее и ярче.

Вид рекламы, в которой информация воспринимается преимущественно зрительно – визуальная реклама . Это баннеры, плакаты, вывески, брошюры, листовки и многие другие носители, предназначенные для размещения подобного рода информации. На них можно увидеть позитивное и привлекательное изображение товара, «картинку», которая вызывает желание приобрести рекламируемый продукт.

Во многих супермаркетах полки с продуктами питания дополнительно освещаются для того, чтобы товар выглядел аппетитнее и свежее. В этих же целях используют более грубые средства манипуляции. Например, яблоки и другие фрукты натираются воском, чтобы они блестели и казались более красивыми.

Значение цвета в контексте рекламы

Красный цвет подталкивает к принятию решения купить товар быстро, необдуманно, импульсивно. Предмет красного цвета не только привлекает внимание, но и способен заставить человека зафиксировать взгляд, сконцентрироваться на изучении объекта.

Красный цвет самый эффективный цвет в рекламе. Это «кричащий» цвет, сигнал «Внимание!» и «Стоп!». Товар красного цвета как бы говорит: «Не проходите мимо! Скорее купите меня!».

Но чрезмерное использование красного цвета в рекламе делает ее неприятной, вызывает раздражение и даже агрессивную реакцию.

Этот цвет часто используют при изготовлении продукции, призванной разжечь желание, страсть или сексуальный интерес. Вещи красного цвета считаются «вызывающими», будто красный автомобиль или красная помада.

Синий цвет помогает сконцентрироваться и принять серьезное решение. Это цвет надежности и гарантий. Он как бы «заверяет» покупателя, что товар хороший, надежный, долговечный. Этот цвет не вызывает отрицательные эмоции и считается одним из лучших цветовых решений в рекламе. Его используют очень часто производители различной продукции, от продуктов питания до бытовой техники.

Розовый цвет – цвет детства и романтики. Его очень часто используют в рекламе товаров для детей, женщин, влюбленных. Розовый цвет нередко присутствует в рекламе косметической и кондитерской продукции. Это цвет праздника и беспечности.

Оранжевый цвет вызывает желание активно действовать и вселяет оптимизм, жизнерадостность. Его часто используют в рекламе ремонтных и строительных работ, а также услуг, связанных с развлечениями и образованием.

Зеленый цвет уместен в рекламе медицинских товаров, клиник, аптек и других медицинских учреждений. Это целительный цвет, он оказывает лечебное воздействие на организм и психику. Также зеленый цвет это цвет натуральной, природной, экологически чистой продукции. Его часто используют в эмблемах природоохранительных организаций и движений.

Фиолетовый цвет способствует развитию креативности, поэтому его часто используют в рекламе товаров для творчества, красоты, а также продукции, связанной с магией и мистикой.

Перечисленные цвета наиболее часто используются в рекламе. Другие цвета, такие как белый, черный, коричневый, бежевый, бирюзовый и другие используются как дополнительные и вспомогательные.

Наиболее эффективными в контексте рекламы являются сочетания :

  • черного и белого,
  • черного и желтого,
  • белого и синего,
  • синего и желтого,
  • зеленого и белого,
  • красного и белого.