Дети во время холокоста. Дети и Холокост

Майя Смелькинсон попала в еврейское гетто в Минске, когда ей было 9 лет. Родители погибли, и девочка боролась, как могла, за свою жизнь. В детском доме для еврейских детей никто никого не кормил, и если девочка не находила себе крошки на пропитание, значит, ничего и не ела. Ее одежда походила на лохмотья. От холода и голода вся кожа покрылась чирьями. В таком виде она постучала в дом семьи Бовт и попросила милостыню. Дети, Катя и Ваня Бовт, были шокированы видом девочки и стали умолять родителей укрыть ее у себя в доме.

Родители побоялись. У них не ладились отношения с соседями, и те запросто могли выдать всю семью, и тогда расстрела не избежать. Но они стали по очереди пробираться в гетто и подкармливать Майю. Так прошла зима 1942 года, а 2 марта немцы решили закрыть детский дом в гетто и забрали всех детей в душегубки. 67 больных детей были убиты прямо в своих кроватках. Майя спряталась в печи. Она единственная из всего детского дома, кому удалось спастись. Ее таки спрятали у себя родители Вани Бовта, и до освобождения девочка жила у них во дворе в земляной яме. Но выжила.

Таких историй времен Второй мировой были десятки и сотни тысяч. К сожалению, далеко не у всех из них такой благополучный конец.

Полтора миллиона детей были убиты или умерли голодной смертью с 1939 по 1945 год на территории Германии и оккупированных ею землях. Почти миллион двести тысяч погибших детей были евреями. И это приближенные числа. Ведь детям не присваивались номера, если они не работали, а потому их тела никто и не считал.

Уничтожение детей не было целью для фашистов. Их цель была - "очищение нации". Они уничтожали детей, которые происходили не от "чистых кровей" - евреев, цыган. Убивали тех, кто не мог приносить практическую пользу рейху - то есть не могли работать. Убивали больных, инвалидов. И просто казнили всех подряд во время проведения своих карательных операций.

То есть, главным двигателем массового убийства детей была идеология.

Жизнь детей в гетто

Немцы относились к детям в гетто как к обременительному довеску. Они не могли работать, от них не было практической пользы, зато они ели, забирая продуктовый ресурс у тех, кто работать еще мог. Такова была логика карателей, которые действовали строго согласно ей. Поэтому они проводили периодически зачистки в гетто.

Дети в гетто были самыми незащищенными еще и потому, что не были приспособлены к жизни, не имели опыта, им не хватало понимания ситуации для выживания. Но с другой стороны, некоторые взрослые выживали в гетто только благодаря своим детям. Те, кто постарше, умудрялись проползать под колючей проволокой и выходить в город, чтобы побираться и приносить какую-никакую еду.

Многие дети в гетто воровали. Они выбирались за его пределы для того, чтобы украсть еду и прокормить своих родных.

Когда в 1943 году Германия приняла решение о закрытии всех гетто, судьба большей части детей была трагической. Часть детей была убита прямо в гетто, часть доставлена в концентрационные лагеря или лагеря смерти. Немногие смогли выжить там.

Жизнь детей в концентрационных лагерях

Большую часть детей, которые попадали в лагеря смерти, умерщвляли разными способами в первые два дня по приезде. Дети были не интересны немцам как рабочая сила, а потому бесполезны.

Исключение составляли подростки в возрасте от 12 лет. Их могли использовать на каких-то работах. Дети наравне со взрослыми заключенными рыли окопы, некоторые работали в качестве обслуживающего персонала. Но если они проявляли малейшие признаки заболевания или слабости, их безжалостно расстреливали.

В Освенциме, где проводил свои страшные эксперименты Менгеле - человек, называвший себя врачом, у детей появлялся призрачный шанс выжить, если они представляли интерес для медицинских экспериментов палача.

Особенно интересовали Менгеле близнецы. Он переливал им кровь, ампутировал конечности, заражал тифом.

Детей, которые интересовали палача, помещали в детский сад Освенцима. И там к ним относились даже очень не плохо, пока шли опыты. Менгеле сам приходил к детям, приносил им сахар. И некоторые из малышей даже привязывались к нему. Что совершенно не мешало ему отправлять их в газовую камеру, как только опыт был завершен.

Шансы выжить были у тех детей, чей организм сумел справиться с тифом. Такие случаи известны.

Если женщина попадала в концлагерь беременной, она также представляла интерес для опытов. Но, как правило, все дети, рожденные в лагерях смерти и концентрационных лагерях, безжалостно убивались. И только чудом некоторым заключенным удавалось долгое время прятать новорожденных и спасать им жизнь.

Операция по спасению

Практически в каждом городе, где было гетто, партизанские отряды разворачивали работу по спасению еврейских и цыганских детей. С 1938 по 1940 годы действовала целая организация "Киндер транспорт", которая вывезла более тысячи детей за период с 1938 по 1944 годы. Аналогичные подпольные организации действовали в Варшаве, Брюсселе, Париже, Риме и многих других городах Европы. Детей забирали от родителей и тайно переправляли в Великобританию, Швецию, Соединенные Штаты Америки.

Во Франции существовало целое протестантское религиозное поселение Шамбон-Сюр-Линьон, население которого, включая священников, прятало несколько сотен еврейских детей.

Некоторые дети спасались тем, что уходили к партизанам. Подростки нередко использовались в движении сопротивления для выполнения отдельных поручений, сбора разведданных и пр.

Трагические последствия

После капитуляции Германии началось массовое движение народа. Взрослые люди, бежавшие от войны или же насильно переселенные, оторванные от своих детей, начали поиски. Этот процесс не завершен и по сей день. Многие семьи так и не смогли воссоединиться друг с другом, а другие находят друг друга спустя десятилетия. Как, например, случилось с Рахиль Ароновой. Она болела скарлатиной, и врачи отказались выписать девочку из больницы, а потом семья бежала от войны, и ребенок остался на оккупированной территории. Девочку прятала всю войну семья из западной Беларуси. Чтобы уберечь ребенка от расстрела, ее окрестили, надели на шею крестик и переименовали в Лилю Петрову. После войны девочка вернула свое настоящее имя и начала искать своих родных. Однако они встретились в израильской больнице совершенно случайно лишь через 55 лет после войны.

Но потеря близких, разрушение семей - не единственная беда. Дети, которые пережили Холокост, пострадали психологически. Их психика была подорвана. Многие из них стали страдать депрессиями, их мучили кошмары. Некоторые лишались рассудка. Мало кто сумел создать семью и родить детей. Это огромная трагедия для целого поколения людей.

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Республики Крым

"Крымская гимназия-интернат для одаренных детей"

ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

НА ТЕМУ: "Дети - жертвы Холокоста"

Работу выполнила:

Лункина К.А.

Воспитатель

г.Симферополь

2015 г.

"Дети - жертвы Холокоста"

Цели:

    ознакомление учащихся с историческим фактом трагедии Холокоста;

    развитие навыков социальной восприимчивости и доверия;

    умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;

    воспитать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире;

    обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.

Задачи:

    Способствовать пониманию учащимися проблем, связанных с провозглашением превосходства одной нации над другой, проблемами геноцида.

    Воспитывать уважительное отношение к людям – гражданам России и представителям других народов, ответственность за свои дела и поступки.

    Формировать патриотизм, гражданственность.

Материалы и оборудование:

    ПК, мультимедиа проектор, колонки.

    Презентация, буклет.

    Работы детей по теме "Дети - жертвы Холокоста" (выставка рисунков)

Ход открытого мероприятия:

В память о детях поэт и композитор А. Розенбаум написал песню «Бабий Яр». (звучит песня).

после песни 4 чтеца зачитываю стихотворение

1.Война - страшнейшее из слов,
Но позволяет оценить вдвойне
Здоровье, преданность, любовь
К чужим, к родным, к разбитым и к себе.

Я помню, словно было всё вчера:
Запуганных соседей, брата, мать
И мокрые от слёз и ужаса глаза -
Все жить хотели, а не умирать.

2.Обычным утром после девяти
Услышал новость, что касалась нас:
К другому плану немцам перейти -
До города дошёл с утра приказ.

Фашисты выгоняли из домов людей
Больных и стареньких совсем,
Всех женщин, матерей и их детей -
На улицах выстраивали всех.

3.Сказала мама брата младшего забрать,
И мы ушли, мы поползли к реке.
Я помню тихий и её безмолвный плач,
Как прижимала напоследок нас к себе.

Под крышей старой бани мы нашли приют
И видели, как строили людей и нашу мать.
Я знал, что их сегодня всех убьют,
Мы слышали их крики, стоны, плач.

4.Когда прошло немного времени, то брат
Стал мёрзнуть, плакать и сказал,
Что к маме хочет и ушёл назад,
А я смотрел, как гнали их в провал.

Когда стемнело, спрятался в лесу,
А выжил, потому что встретил партизан.
И я с тяжёлым сердцем каждый день несу
Те боль и горечь, что достались нам.

Просмотр видеоролика " История Евы Гринберг выжившие в холокост"

На сцену выходят девочки 8 класса с исполнением песни "МАМЕ ЛОШН"

текст песни "МАМЕ ЛОШН"
Ты забыт, но ты не брошен,
В сердце боль и в горле крик.
Маме лушн, маме лушн,
Материнский мой язык.

Мамэ лушн, - свет на веках,
Тёплый дом и добрый Бог
Мамин локон, Бабин «леках»,
Детством пахнущий пирог.

Дом заброшен. Луг некошен,
И очаг забит золой,
Мамэ лушн, мамэ лушн..
Ров, засыпанный землёй.

На сцену выходят дети с рассказом(взятым из интернета)

1. История человечества полна трагических примеров. Многочисленные войны и конфликты сопровождают людей вот уже много веков и тысячелетий. В ходе этих вооружённых конфликтов противоборствующие стороны часто совершают военные преступления против гражданского населения. Но были в истории и более страшные времена. События второй мировой войны в Европе, когда дети становились узниками лагерей смерти и не дожили до наших дней. Особенно эта трагедия коснулась детей еврейского народа. В Израиле это называют Шоа или Катастрофа, а в специальной литературе, учебниках чаще – Холокост.

Холокост - слово греческое, означающее « всесожжение», «сожжение до конца». Проблема терпимого, то есть толерантного отношения к людям другой национальности существовала во все времена, актуальна она и в наше время. В различных частях мира и по сей день происходят войны из-за национальных противоречий, в ходе которых гибнет большое количество детей.

Мне кажется, человек, знающий культуру своего народа, историю, обычаи и традиции будет уважительно относится к людям другой национальности их традициям и обычаям. А разве так важно, какой национальности человек? Значительно важнее, какой перед тобой человек, каковы его моральные ценности, какие книги он читает, о чём он, наконец, мечтает, какие видит сны!

2.В тридцатые годы 20 века считавшийся как бы культурным и цивилизованным германский народ, поддавшись на пропаганду вождей

«Третьего рэйха» о превосходстве немецкой нации над другими народами, о национальной исключительности, развязал чудовищный геноцид против других наций, объявив их «недочеловеками» подлежащими полному уничтожению, в том числе детей.

Мы говорим о преступлениях нацизма на захваченных территориях европейских стран. Многие народы пострадали от фашистов: славяне, цыгане, но еврейский народ пострадал, наверное, больше других. И только потому, что люди имели другой цвет кожи, говорили на другом языке, принадлежали к другой нации, религии и культуре:

6 миллионов человек еврейской нации было уничтожено, в том числе 1,5 миллиона детей. Страдания детей были невыносимыми. Лишённые детства, разлучённые с семьёй, они смотрели в лицо смерти, голоду, болезням, страху.

Катастрофа еврейского народа началась с 1933 года и продолжалась по 1945 год, то есть до разгрома фашистской Германии. В 1935г. были приняты изуверские законы, которые лишали евреев права гражданства, запрещались браки между евреями и германскими гражданами. Это стало началом к преследованию и уничтожению людей еврейской национальности.

Еврейские семьи заселяли в отдельные кварталы “гетто”. Им запрещалось пользоваться библиотеками, посещать театры, отдавать своих детей в школы, заниматься торговлей и ремеслом и обязательно носить специальные опознавательные знаки. По мере продвижения немецкой

3.армии по чужим землям, специальные эсэсовские подразделения проводили операции по уничтожению евреев. Зачастую в считанные дни население целых городов и деревень бесследно исчезало, а значит, десятки и сотни тысяч евреев отправлялись в концлагеря.

В 1942 году нацисты приступили к окончательному решению еврейского вопроса. В Освенцим, Треблинку, Майданек и другие концлагеря прибывали эшелоны с евреями:

в лагере смерти Собибор было убито 250 тыс. евреев;

в лагере Белжец было убито более 600 тыс. евреев;

в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. евреев.

в лагере Майданек уничтожено 1 миллион 600 тыс. евреев.

в лагере Освенцим – 1,5 миллиона евреев.

В оккупированном фашистами Киеве в «Бабьем Яру» были убиты тысячи детей вместе с родителями. А также в Белоруссии, России и других захваченных советских территориях проходили массовые казни. Люди гибли под бомбёжками и обстрелами, от холода, голода, болезней. Трагедии белорусских деревень, уничтоженных гитлеровцами вместе с их населением, – немые свидетели злодеяний. Жители села Хатынь были заживо сожжены пособниками «нацистов» -«Бандеровцами», каратели не жалели никого, в том числе и детей.

На сцену выходят чтецы

«Варварство» Муссы Джалиля.

1.Они с детьми погнали Матерей

И ямы рыть заставили,

А сами они стояли кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришёл хмельной майор

И хмурыми глазами окинул обречённых.

Мутный дождь шумел

В листве соседних рощ

И на полях одетых мглою.

И тучи опустились над землёю,

Друг друга с бешенством гоня.

НЕТ! Этого я не забуду дня.

Я не забуду никогда во веки!

Я видел плакали, как дети, реки,

Как в ярости рыдала мать земля.

Своими видел я глазами,

2.Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучи опустилось на поля.

В последний раз детей поцеловали.

В последний раз

Шумел соседний лес.

Казалось, что сейчас он обезумел,

Гневно бушевала его листва.

Сгущалась мгла вокруг,

Я видео мощный дуб свалился вдруг,

Он падал издавая вздох тяжелый,

Детей внезапно охватил испуг,

Прижались к Матерям, цепляясь за подолы,

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной

Ребёнок – мальчуган большой

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины-

Она смотрела ужаса полна,

3.Как не лишиться ей рассудка?

Всё понял, понял всё малютка

« Спрячь, Мамочка, меня не надо умирать»

Он плачет и,как лист,

Сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла ребёнка Мать,

Прижала к сердцу против дула прямо.

« Я, Мама, жить хочу, не надо, Мама,

Пусти меня, пусти чего ты ждёшь?»

И хочет вырваться из рук ребёнок.

И страшен плач, и голос тонок.

И в сердце он вонзается, как нож.

Не бойся, мальчик мой,

Сейчас вздохнёшь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы живым тебя не закопал палач.

Терпи сынок, терпи,

Сейчас не будет больно.

4.И он закрыл глаза, и заалела кровь по шее,

Тонкой летной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь

Гром грянул, ветер свистнул в тучах,

Заплакала земля в тоске глухой.

И сколько слёз горячих и горючих?

Земля моя – скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор т варварство такое?

Земля моя, враги тебя громят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами.

И пусть лучи его пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей.

Просмотр короткометражных видеороликов "Личная история":

    САРА (ШЕЙЛА) ПЕРЕЦ ИТОНС- Рассказывает о том, как пряталась от нацистов, будучи ребенком

    Шарлин Шифф - Рассказывает, как дети тайком проносили пищу в Гороховское гетто

    Шарлин Шифф - Рассказывает, как добывала пищу, чтобы выжить в лесах после своего побега из Гороховского гетто

  • Томас Бюргенталь - Рассказывает о лагере принудительного труда в Кельце и о своей работе в нем

  • Бригитте Фридманн Альтман - Рассказывает об облаве на детей в Каунасском гетто в марте 1944 года

  • Cюз Грюнбаум Шварц - Рассказывает о том, как пряталась во время рейда нацистов

На сцену выходят дети и зачитывают факты о холокосте

(играет тихо музыка Моцарт )

    Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и фактически завершился 8 мая 1945 года.

    В период между 1933 и 1945 годами во время Холокоста было убито более 11 миллионов мужчин, женщин и детей. Примерно шесть миллионов из них были евреями.

    За время Холокоста погибло более 1,1 миллиона детей.

    Дети были особой мишенью для нацистов в период Холокоста. Живыми они представляли исключительную угрозу, ведь, повзрослев, они бы создали новое поколение евреев. Многие дети задохнулись в скотовозах по пути в лагеря. Тех, кто выжил, незамедлительно помещали в газовые камеры.

    Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг.

    Изначально в газовых камерах использовался угарный газ. Позже для убийства заключенных был разработан инсектицид «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя.

    Заключенных, в основном евреев, называемых Зондеркоманда, заставляли закапывать трупы или сжигать их в печах. Так как нацистам не нужны были свидетели, большинство членов Зондеркоманды регулярно помещали в газовые камеры, из нескольких тысяч человек выжили меньше двадцати. Некоторые члены Зондеркоманды перед смертью закапывали свои свидетельства в банках. По иронии судьбы, выживание членов Зондеркоманды зависело от постоянного поступления новых еврейских заключенных в концентрационные лагеря

    9 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии произошла Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин, когда нацисты вероломно напали на еврейские общины. Нацисты разрушили, ограбили и сожгли более 1000 синагог, уничтожили более 7000 предприятий. Они также разрушили еврейские больницы, школы, кладбища и дома. Когда все было кончено, 96 евреев были убиты и 30000 арестованы.

    На первых этапах уничтожения европейских евреев нацисты насильно переселяли их в гетто и придерживались политики непрямого истребления, лишая евреев основных средств к существованию. В самом большом Варшавском гетто в Польше каждый месяц умирало около 1% населения.

    Примерно 1/3 часть живущего в то время еврейского народа была убита при Холокосте.

    В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как евреев обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» (других еврейских заключенных), которые поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках.

    Слово «Холокост» происходит от греческого holo «целый, весь» и kaustos «горючий, сгоревший». Оно означает жертвоприношение животного, при котором все тело сжигается. Холокост также известен как Шоа, что в переводе с иврита означает «разрушение, уничтожение». Понятия «Шоа» и «Последнее решение» всегда относятся к уничтожению нацистами евреев, а нарицательное «Холокост» относится к устроенному фашистами геноциду в целом, в то время как «холокост» может означать массовое истребление любой группы людей любым правительством.

    В период Холокоста были убиты примерно 220,000-500,000 цыган.

    В отличие от других геноцидов, при которых жертвам часто удается избежать смерти, перейдя в чужую религию, живущее в то время еврейское поколение могло спастись только, если их бабушки и дедушки приняли христианство до 18 января 1871 года (до даты основания Германской Империи)

    Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и анатомированы. Многие дети были покалечены или парализованы, и сотни погибли. Дети звали его «дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками. Позже он утонул в Бразилии в 1979 году.

    Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как «Ангел Смерти», восхищался близнецами. По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их страдания.

    Газ в камеры в период Холокоста поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх груды тел.

    Многие еврейские дети, которых спрятали в христианских семьях во время Холокоста, не догадывались о своем происхождении и оставались со своими приемными родителями. Некоторые дети настолько привязались к приемным родителям, что не хотели покидать их, чтобы воссоединиться с выжившими членами родной семьи.

    В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия.

    Рабочих концентрационных лагерей заставляли бегать перед офицерами СС, чтобы показать, что у них все еще есть силы. Офицеры СС направляли бегущих в одну из двух линий. Одна шеренга шла в газовые камеры. Другая возвращалась в бараки. Бегущие работники не знали, куда направляется каждая из них.

    Фашисты перерабатывали волосы жертв Холокоста в войлок и нити. Волосы также часто использовали для изготовления носков и стелек командам подводных лодок, для запалов бомб, веревок, корабельных шнуров и для набивки матрасов. Начальники лагерей должны были представлять ежемесячные отчеты о количестве собранных волос.

    Первыми начали освобождать концентрационные лагеря советские солдаты. 23 июля 1944 они освободили Майданек. Большинство людей в мире сначала отказывались верить советским отчетам об ужасах, увиденных

Учащимися 8х классов исполняется завершающий открытое мероприятие танец под песню Алла Рид - Памяти жертвам Холокоста

Список литературы:

http://www.ushmm.org/wlc/ru/gallery.php?ModuleId=10005142&MediaType=OI

http://xitkino.ru/flv/История+Евы+Гринберг+выжившие+в+холокост...

4.http://1001facts.info/o-xolokoste/

5. Ресурсы интернета

Самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов были дети. Согласно нацистской идеологии, убийство детей из “нежелательных” или “опасных” групп, рассматривалось как часть “рассовой борьбы”, а также как превентивная мера защиты. Немцы и их коллаборационисты уничтожали детей вследствие идеологических причин и в связи с реальными или предполагаемыми нападениями партизан.

Таким образом, было убито 1.5 миллиона детей, включая более миллиона евреев и десятки тысяч цыган, немецких детей с физическими и умственными недостатками, находившихся в лечебницах, польских детей и детей, проживавших на оккупированной территории Советского Союза. Еврейские и некоторые нееврейские подростки (13-18 лет) имели шанс выжить в том случае, если они могли быть использованы как рабочая сила в принудительно-трудовых лагерях. Их судьба может быть разделена на следующие категории: 1) дети, убитые по прибытии в лагеря смерти, 2) дети, уничтоженные непосредственно после рождения или в лечебницах, 3) дети, рожденные в гетто или лагерях и выжившие, благодаря заключенным, прятавшим их, 4) дети, как правило, старше 12 лет, которых использовали как рабочую силу и как объекты для медицинских экспериментов и 5) дети, убитые во время карательных или, как их называли, антипартизанских операций.

В гетто погибало множество детей - из-за отсутствия еды, одежды, крыши над головой. Нацистское руководство равнодушно относилось к массовой смертности детей, так как считало, что дети из гетто непригодны для какой-либо полезной деятельности, то есть - тунеядцы. Их редко использовали на принудительных работах, поэтому была велика вероятность их быстрой депортации в концлагеря или лагеря смерти (наряду со стариками, больными и инвалидами), где их обычно убивали.

После прибытия в Освенцим или другой лагерь уничтожения большую часть детей сразу посылали на смерть в газовые камеры. На оккупированной Германией территории Польши и Советского Союза тысячи детей были расстреляны и брошены в общие могилы. Старостам еврейских советов гетто (юденратов) временами приходилось принимать болезненные и неоднозначные решения, чтобы выполнить германские квоты на депортацию детей в лагеря. Януш Корчак, директор сиротского приюта в Варшавском гетто, отказался покинуть обреченных на депортацию детей. Он добровольно отправился в лагерь смерти Треблинка, где погиб вместе со своими подопечными.

Нацисты не щадили детей и других национальностей. Примерами могут служить расправы над цыганскими детьми в концлагере Освенцим; от 5 000 до 7 000 детей – жертв программы “эвтаназии”; дети, погибшие в результате актов возмездия, включая большинство детей в Лидице; расстрелянные вместе с родителями дети, жившие в сельских районах на оккупированной территории Советского Союза.

Не исключались случаи и заключения детей в концентрационные и транзитные лагеря. Некоторые из них, особенно близнецы, использовались нацистами для медицинских экспериментов, в результате которых дети умирали.

Руководство концлагерей использовало подростков, особенно еврейских, на принудительных работах, где из-за невыносимых условий они погибали.В ужасных условиях транзитных лагерей содержались еврейские дети, как в случае с Анной Франк и ее сестрами в Берген-Белзене, и дети-сироты других национальностей, чьи родители были расстреляны в так называемых “антипартизанских” операциях. Некоторые из этих сирот временно находились в концлагере Люблин/Майданек и в других местах заключения.

В рамках компании по “защите арийской крови” расовые эксперты СС отдавали приказы насильственно перевозить детей с оккупированных территорий Польши и Советского Союза в Германию для усыновления их расово подходящими немецкими семьями. Хотя это решение имело “расово-научную” базу, зачастую светлые волосы, голубые глаза или красивое лицо были достаточным основанием для “благоприятной возможности” “германизироваться”. В то же время, если польские и советские женщины, угнанные на работу в Германию, имели сексуальные отношения с немцами (часто по принуждению), в результате которых наступала беременность, их заставляли делать аборт или вынашивать ребенка в условиях, влекущих за собой смерть младенца, если по решению “расовых экспертов” ребенок имел недостаточно немецкой крови.

Но некоторые еврейские дети находили способ выжить. Многие из них контрабандой доставляли в гетто продовольствие и медикаменты. Некоторые дети, члены молодежного движения, участвовали в акциях подпольного сопротивления. Многие из них совершали побег с родителями или другими родственниками, а иногда и сами, чтобы присоединиться к семейным отрядам, управляемым еврейскими партизанами.

С 1938 по 1940 год функционировал "Киндертранспорт" (нем. - "Детский транспорт") - так называлась кампания по спасению еврейских детей-беженцев (без родителей); тысячи таких детей были переправлены из нацистской Германии и оккупированной Европы в Великобританию. Некоторые неевреи предоставляли убежище еврейским детям, а иногда, как в случае Анны Франк, и членам их семей. Во Франции почти все протестанское население небольшого гугенотского городка Шамбон-сюр-Линьон, так же как и католические священники и духовные и мирские католики, участвовало в укрывании еврейских детей с 1942 по 1944 год.Таким же образом много детей было спасено в Италии и Бельгии.

После капитуляции нацистской Германии и окончания Второй мировой войны беженцы и перемещенные лица разыскивали своих пропавших детей по всей Европе. Тысячи осиротевших мальчиков и девочек находились в лагерях для перемещенных лиц. Многие покидали восточную Европу во время массового исхода "Бриха", отправляясь в западные зоны оккупированной Германии, а оттуда - в Ишшув (еврейское поселение в Палестине). В рамках движения «Алият ха-ноар» (ивр. - “Молодежная алия”) тысячи евреев иммигрировало в Ишшув, а позже, после образования в 1948 году еврейского государства, в Израиль.


История жизни сэра Николаса Уинтона удивительна: этот человек спас от смерти 669 чешских еврейских детей , обреченных на смерть во время Холокоста, но предпочитал никогда не вспоминать об этой странице своей биографии. О его подвиге мир узнал только спустя полстолетия, когда жена Николаса случайно обнаружила на чердаке картотеку – фотографии и имена еврейских детей, а также данные о британских семьях, которые взяли их на воспитание.




Николас Уинтон в преддверии войны работал обычным клерком и вряд ли помышлял о подвигах. Зимой 1938 года он собирался на отдых на горнолыжный курорт в Швейцарию, но вместо этого вынужден был отправиться в Чехословакию по настоятельной просьбе своего товарища. По приезду в Прагу Николас был шокирован увиденным: город наводнили беженцы из Судетской области, все они нуждались в помощи, и особенно беззащитными выглядели, конечно же, дети. Уинтон прекрасно понимал, что все, кто останутся в Праге, обречены на верную смерть от нацистов, поэтому принял непростое решение – организовать подпольную эвакуацию сотен детей.



Уинтон знал, что нужно как можно скорее вывезти детей. Он понимал, что их расставание с родителями – неизбежно, понимал также и то, что большинству не будет суждено увидеться вновь со своими семьями, но в то же время он был уверен, что эвакуация - единственный способ спасти целое поколение.



Вначале он организовал перепись детей, нуждающихся в эвакуации. Всего Уинтон насчитал 900 человек, запись велась прямо в его гостиничном номере, и Уинтону пришлось заплатить немало взяток нацистам, которые начали за ним слежку. После он отправился в Великобританию, где нашел приемные семьи для всех детей. Чтобы юридически оформить усыновление, семья обязана была внести гарантийный залог (на случай возможного отказа и отправления ребенка назад на родину). Тем, кто не мог оплатить необходимую сумму, но готов был воспитывать детей, Уинтон помогал материально.



Чтобы организовать вывоз детей, Уинтону пришлось штамповать поддельные визы, договариваться с пограничниками, которые давали зеленый свет поездам с детьми. Первый поезд отправился в рейс 14 марта 1939 года, юные пассажиры преодолевали долгий путь к Лондону, часть маршрута им довелось плыть на лодках. До конечного пункта добралось 7 поездов, на которых были 669 детей. Всех их встретили приемные британские семьи.

Трагически сложилась судьба еще 230 детей. Последний (восьмой) поезд не успел выехать до оккупации Польши, границы заблокировали. О судьбе этих детей сведений не сохранилось, но известно, что всего немцы за годы войны отправили в концлагеря более 15 тысяч чешских еврейских детей. Среди них почти наверняка были и пассажиры восьмого поезда.



Судьба уцелевших детей сложилась по-разному: кто-то остался жить в Англии, кто-то уехал в Израиль и США. Среди выживших малышей оказались будущие режиссеры, ученые, лингвисты, врачи, журналисты.
Когда жена Уинтона в 1988 году обнаружила картотеку, она догадалась о том, какую операцию удалось провести ее мужу, и обратилась на телевидение, чтобы разыскать спасенных детей и устроить настоящий сюрприз своему мужу-герою. Николас Уинтон посетил съемочную студию в качестве гостя, и во время записи программы в зале оказались 20 человек, которые были обязаны ему своей жизнью и высказали слова сердечной признательности и благодарности. Уже немолодой Николас был искренне тронут.



Подвиг Уинтона высоко оценили во всем мире. На закате своей жизни он получил множество государственных наград в Израиле, Чехии и Великобритании. Сам Уинтон не считал себя героем, признавался, что не мог поступить иначе, понимал, что нельзя отвернуться от горя целой нации.
Никола Уинтон прожил до 106 лет, и до последнего дня был окружен вниманием и заботой со стороны спасенных им детей.

История знает и другие случаи спасения детей от зверств нацистов. Ирена Сендлер - .

В ночь на 10 ноября 1938 года тысячи синагог и еврейских предприятий по всей нацистской Германии и части Австрии были сожжены или разрушены. Это трагическое событие известно в истории под названием Хрустальная ночь, или Ночь разбитых витрин. Как минимум 91 еврей погиб, а десятки тысяч были взяты плен, чтобы позже отправиться в концентрационные лагеря. Это событие стало началом одного из самых страшных геноцидов в мировой истории - холокоста.

В ответ на действия нацистов британские евреи и квакеры подали экстренную апелляцию премьер-министру Невиллу Чемберлену с просьбой о разрешении временного ввоза в страну еврейских детей без родителей и других сопровождающих.

Законопроект был принят в срочном порядке. В течение нескольких дней в Германию и Австрию были направлены представители британского сообщества, чтобы организовать безопасный переезд для детей-евреев, подвергшихся риску преследования. В СМИ спасательную операцию окрестили «Киндертранспорт».

11 января 1939. Наставник в лагере для беженцев Доверкорт звонит в колокол, оповещая о начале обеда.

25 ноября британские граждане услышали по радио BBC призыв от Херберта Сэмюэла временно взять на попечение еврейских детей. Вскоре поступило около 500 предложений, а волонтеры RCM начали посещать потенциальные приемные дома и составлять отчеты об условиях проживания.

Спустя три недели после Хрустальной ночи первая группа из 196 еврейских детей, в основном из сожженных приютов Берлина, прибыла в Великобританию. В ближайшие 9 месяцев, до начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года, в Соединенное Королевство было переправлено почти 10 000 детей от 3 до 17 лет, оставшихся без родителей или опекунов, из Германии, Австрии, Польши и Чехословакии.

1939 год. Временные документы для беженцев «Киндертранспорта».

Декабрь 1938. Еврейка немецкого происхождения.

Декабрь 1938. Беженцы прибыли в места временного проживания.

Декабрь 1938. Первый ланч беженцев в прибрежном лагере Доверкорт.

Декабрь 1938. Дежурные во время ланча в лагере Доверкорт.

Декабрь 1938. Еврейский мальчик звонит в колокол, чтобы объявить начало обеда.

Декабрь 1938. Обед на территории лагеря отдыха Доверкорт.

Декабрь 1939. Беженцы отдыхают после прибытия в лагерь Доверкорт.

24 марта 1939. Эти четверо ребят и еще 250 беженцев прибыли в Саузэмптон на лайнере «Манхэттен».

Январь 1939. 11-летний Отто Буш вместе со своей приемной семьей - мистером и миссис Гест.

Детей размещали в приемных семьях, которые они должны были покинуть после окончания войны, чтобы вернуться домой. Многие из них никогда больше не видели своих родных.

Среди детей, спасенных во время операции «Киндертранспорт», были будущие нобелевские лауреаты: астрофизик Арно Пензиас, физик Вальтер Кон - и многие другие, кто, несмотря на то, что потерял дом и семью, стал выдающимся политиком, ученым или художником.

16 февраля 1939 года. Беженцы играют на ферме Дэйн-Корт, которую сэр Эдмунд Дэвис превратил во временный приют.

1939 год. Еврейские беженцы в Харрис-Хаус, Ланкашир. Дом закрыли в 1940 году, поскольку британские власти опасались угрозы безопасности для евреев старше 16 лет.

24 марта 1939 года. Беженцы прибывают в Англию на американском океанском лайнере «Манхэттен».