Эго-состояния по Эрику Берну. Введение в трансактный анализ

Эго-состояние Взрослый

Когда мы читаем лекции, нам часто задают вопрос «Чем отличается Взрослый от эго?» Взрослый так же, как и эго - понятие, однако Взрослый - это видимая извне сущность человека. Когда вы читаете эту книгу, накапливаете данные, отделяя подходящее для вас от неподходящего, и делаете все это безэмоционально - вы действуете изнутри вашего Взрослого. Когда вы сердитесь и говорите: «Да они сами не понимают, о чем пишут!» - вы перешли из Взрослого в критикующего Родителя или гневного Ребенка. Мы четко видим и слышим, что такое эго-состояние Взрослый, когда инженер разрабатывает проект, юрист толкует закон или врач ставит диагноз. Это наблюдаемое, безэмоциональное состояние существования, находясь в котором, мы накапливаем данные, оцениваем их и действуем в соответствии с ними. Различие между Маленьким Профессором, или В1, и Взрослым, или В2, заключается в способности Взрослого на основе собственного и чужого опыта и проверенной информации вербально оценить данные, проверить их, отделить реальность от вымысла.

Патология эго-состояния Взрослый может быть результатом нехватки адекватной информации, вроде того, когда образованные люди основывали свои расчеты на «факте», что земля плоская. Обычно вся проблема в контаминации. Этот термин используется, чтобы объяснить проникновение одного эго-состояния в другое. Человек принимает Родителя или Ребенка за Взрослого. Подумайте о высказываниях «Все мужчины хотят только секса» или «Женщины непрактичны». Какой-то мужчина может хотеть только секса, какая-то женщина может быть непрактичной, но здесь убеждения рассматриваются как факты , что бы поддержать предубежденность (см. рис. 9). В случае вторжения Ребенка во Взрослого (см. рис. 10) страх может рассматриваться как факт: человек, боящийся летать самолетом, помнит все аварии, но забывает о самолетах, которые благополучно летают и благополучно приземляются, и говорит: «Если я полечу, я разобьюсь». Иллюзии также являются Детскими контаминациями, при которых Ребенок, испугавшись, превращает что-то реальное - то, что он и правда видит - во что-то несуществующее, например, тень на стене - в паука.

Рис. 9 Контаминация Родитель-Взрослый

Рис.10 Контаминация Взрослый-Ребенок

Эрик Берн не писал о сложных контаминациях, таких как на рис. 11. На нем все эго-состояния контаминированы, включая Родителя, про-; пикающего в Ребенка. Такая ситуация наблюдается у шизофреников, когда Ребенку пациента кажется, что родительский голос звучит у него в голове и что отец и на самом деле гоняет шары на соседней дорожке, повторяя: «Ты, парень, с причудами». Одновременно с этим пациент может слышать и психиатра, говорящего: «Голос вашего отца - это галлюцинация, ведь как ни крути, а он мертв», - и продолжать, как ни в чем ни бывало, запускать шары в кегли. На этой стадии он действует еще не с позиции Взрослого, а с позиции недавно встроенного Родителя (психиатра). Позже он начнет деконтаминацию, по мере того, как мы будем работать с ним над определением того, является ли «факт» фактом на самом деле или все-таки он фантазия. Так мы помогаем клиенту рассортировать свои эго-состояния. Книга Джейка Дюсея «Эког-раммы»2 сослужит добрую службу в прояснении данной проблемы. Периодически мы используем также технику пяти стульев Штунца3, в которой клиент использует пять стульев, чтобы представить Взрослого, свободного и приспособившегося Ребенка, воспитывающего и критического Родителя. Многое из гештальттерапии тоже служит деконтаминации, что мы в следующих главах и проиллюстрируем записями сеансов с клиентами.

Рис. 11. Контанамиция всех эго-состояний

На заре ТА много терапевтического времени тратилось на идентификацию эго-состояний. Берн в "Принципах группового лечения "4 писал, что лечение должно быть анализом эго-состояний, трансакций, игр и сценариев, причем именно в таком порядке. Мы, однако, склоняемся к использованию концепции эго-состояний в виде построения диаграмм уже после того, как работа проделана, с целью добавить когнитивное понимание к эмоциональной работе. Как правило, мы не спрашиваем: «В каком эго-состоянии вы сейчас?» и не указываем: «Это ваш Родитель говорит». Тем не менее, мы внимательно прислушиваемся к изменениям в эго-состояниях. Во время одного семинара мы услышали, как еще до начала работы участник-психиатр сказал: «Я так устал; вы много работайте, и вы не развлекайтесь». Он поведал о своих ощущениях, об усталости. Затем дал Родительские сообщения «Много работай» и «Не получай удовольствие». Вместо того, чтобы просить его идентифицировать эти сообщения, мы спросили, готов ли он оспорить их. Он так и сделал, приняв новое решение, что получать удовольствие - это нормально, и что работать он будет так много, как он захочет.

Обычно более эффективным оказывается использование перемен эго-состояний так, как это сделано в приведенном выше примере, нежели их простая идентификация. Однако, чтобы эго-состояния стали доступными для работы, в первую очередь может потребоваться идентификация. Перемены проявляются в словаре, интонации, высоте, громкости и/или скорости речи, в положении тела или в определенных жестах.

Используя аудио- и видеоаппаратуру, мы вновь проигрываем клиенту то, что он только что сказал, для того чтобы он идентифицировал свои эго-состояния. «Будьте непредвзятым сторонним наблюдателем и послушайте этого человека. Слушая, решите, сколько ему лет». Голос 60-летнего мужчины может звучать, как голос 6-летнего мальчугана. Когда человек наклоняет голову к плечу, он, скорее всего, находится в своем Ребенке, и, вероятно, приспособившемся. Просьба принять эту позу, а затем «выпрямиться и говорить» обычно приводит клиента к большему самоосознанию и часто изменяет приспособительный способ мышления, поведения и чувствования на неприспособительный. По мере того, как пациенты учатся осознавать свои текущие эго-состояния, они учатся лучше управлять своими чувствами, лучше понимать свою роль в своем сценарии жизни, четче осознавать, что они играли или продолжают играть в игры. Они глубже осознают свое адаптивное поведение - адаптивное как по отношению к внутреннему Родителю, так и внешнему миру. Осознание дает им возможность сознательно выбрать - стоит или не стоит приспосабливаться.

Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович

Постоянный Взрослый Поведение человека с постоянным Взрослым эго-состоянием характеризуется беспристрастностью, сосредоточенностью на фактах и логике. «Сухарь, робот, терминатор» - такими эпитетами награждают Постоянного Взрослого, потому что он производит

Из книги Лечение алкоголизма автора Штайнер Клод

Взрослый Взрослый - это рациональное, логическое, прагматическое, разрешающее проблемы эго-состояние. То есть Взрослый - своего рода человеческий биокомпьютер. Он избавлен от интенсивных эмоций, которые обычно мешают пониманию и логике. Из трех эго-состояний данное

Из книги НЛП-2: поколение Next автора Дилтс Роберт

Практика. Быть в зоне: состояние CRASH и состояние COACH Говорят, что мир постоянно меняется, но не всегда к лучшему. Во времена перемен и трансформации возникает множество проблем – например, страх неизвестного, необходимость справляться с потерями и общее состояние

Из книги Сценарии жизни людей [Школа Эрика Берна] автора Штайнер Клод

Взрослый Взрослое эго-состояние - это компьютер, бесстрастный орган личности, который собирает и обрабатывает информацию и прогнозирует ситуацию. Взрослый собирает данные о мире с помощью органов чувств, обрабатывает их логической программой и, если это необходимо,

Из книги Убей в себе инфантила [Как повзрослеть за три месяца] автора Зыгмантович Павел

Кто такой взрослый человек Обычно, когда я разговариваю с людьми о том, кто такой «взрослый человек», образ рисуется своеобразный (чтобы не говорить грубее).Взрослый, по мнению большинства моих собеседников, это такой правильный зануда, который всегда серьёзен, живёт по

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

1. Взрослый и ребенок. Особенности поведения, которые могут наблюдаться у ребенка в процессе его роста, описаны в ряде книг Джезелом и его сотрудниками из Йельской клиники развития ребенка; см., например:Arnold L. Gesell. Infant and Child in the Culture of Today. Hamish Hamilton, 1965.Труды Пиаже отличаются

Из книги Центр циклона [Автобиография внутреннего пространства] автора Лилли Джон

ГЛАВА 14. СОСТОЯНИЕ +24. ОСНОВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ Состояние 24, соответствующее вибрационному уровню 24 состояния сознания, называется основным положительным состоянием. Я называю его основным положительным состоянием профессиональным, потому что здесь нет

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

Авторитетный взрослый В 1960 году американский психолог Диана Баумринд на основе научных исследований разработала модель, демонстрирующую различные стили родительства и их влияние на детей и подростков. Она уже тогда пришла к заключению, что дети, чьи родители сочетают

Из книги The Blueprint / Блюпринт автора Дарден Тайлер

Книга 10. Черты характера и состояние (состояние и восприятие) Для того что бы управлять женщиной, вы должны уметь управлять собой. Мы все несём ответственность за состояние нашего разума. Парень, который имеет сильные внутренние черты характера будет способен управлять

Из книги Взрослые дети, или Инструкция для родителей автора Кабанова Елена Александровна

Глава 5 Как взрослый со взрослым Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидов. Томас Карлейль Что важнее - сохранить лицо или личину? Бесполезно сетовать на непочтительную молодежь, на нормы индустриального социума – в частности, на «изломанные и лживые

Из книги Измени мозг - изменится и тело автора Амен Дэниел

Из книги Измени свой мозг - изменится и тело! автора Амен Дэниел

Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга Павловна

Я уже взрослый! Или нет? Финансовая независимость Наличные деньги – не наличные достоинства. Золотой болван – все болван. Д. Фонвизин Ваш ребенок растет, считает себя взрослым, возможно, он уже стал совершеннолетним, свысока смотрит на «предков», которые, по его мнению,

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Взрослый человек Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала, как комар. Фаина Раневская Дальше талант уже рвется наружу сам, и человек может легко начать развивать его в любом возрасте вплоть до пенсионного.Иначе остается только тянуть лямку на скучной работе. А время

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Взрослый – знать и уметь Что может дать взрослый растущему ребенку? За чем он должен следить, чтобы процесс образования и развития шел успешно? Некоторые ответы мы уже обсуждали, опираясь на наблюдения за жизнью детей и психологические знания.Обратимся к

Из книги Трудная ситуация. Как поступить, если… Пособие по выживанию в семье, школе, на улице автора Сурженко Леонид Анатольевич

Эго-состояния человека

Одним из чрезвычайно интересных и прагматичных направлений в современной психологии является трансактный анализ (общепринятое сокращение ТА). Его основоположником является американский психотерапевт Эрик Берн. Общепризнанной особенностью трансактного анализа является его доступность. Изучение и самое важное использование этой теории в практической деятельности не требует базовой психологической подготовки. Эта теория имеет очень широкий диапазон применения.

Название этого направления происходит от слова трансакция (взаимодействие) – это обращение одного человека к другому (стимул) и ответ на него (реакция). Трансакции между людьми осуществляются при помощи вербальных и невербальных средств общения: слов, жестов, мимики, взгляда и т.д.

Одним из центральных положений трансактного анализа является представление об эго-состояниях личности, которые представляют собой особые наборы чувств, переживаний и элементов поведения человека. Э.Берн выделил три таких состояния – Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя). Названия состояний традиционно пишутся с большой буквы, чтобы не путать с привычными значениями этих слов. На схемах эти состояния обозначаются заглавными буквами – Р, В, Д. Эти состояния личности не имеют ни какого отношения к возрасту в привычном смысле этого слова.

Согласно транзактному анализу, каждый человек ежеминутно реализует в совсем поведении одну из трех ролей: Взрослого, Родителя (Критикующего или Заботливого), Ребенка (Естественного или Адаптивного).

Находясь в Родительском эго-состоянии , человек воспроизводит поведение своих реальных родителей или других значимых взрослых, которые в детстве произвели на него большое влияние. Он может воспроизводить суждения, предписания, оценки, эмоциональные реакции. В этом состоянии человек проявляет родительский гнев, критику, нравоучения, родительскую заботу, опеку.

Различают две разновидности этого состояния: ограничивающий Родитель и поддерживающий Родитель . Ограничивающий Родитель критикует, запрещает, предписывает, обязывает, требует. Например: «Прекрати сейчас же!», «Как тебе не стыдно!», «Ты должен…». В этом состоянии человек заставляет других испытывать чувство вины, чувствовать, что с ними не всё в порядке.

В состоянии поддерживающего Родителя человек ограждает других от опасности, успокаивает, проявляет заботу, поддержку. Например: «Ты это сможешь!», «Давай я тебе помогу», «Будь внимательным!». Несмотря на то, что поддерживающий Родитель может ограничивать и направлять поведение другого человека, это не подавляет и не создает ощущения дискомфорта.

Такая роль обусловлена обдуманными поступками, и выражается в критическом отношении к окружению.

В целом же исследователи отмечают, что Родительское состояние позволяет поддерживать добрые отношения с другими людьми, играя роль совести. Оно снабжает нас важными жизненными ориентирами: позволяет отличать «хорошее» от «плохого», "Родительское" состояние напоминает о социальных (моральных) нормах, дает предписания, которые играют важную роль в формировании жизненного сценария.

Находясь в эго-состоянии Ребёнок (Дитя) , человек воспроизводит ощущения, переживания, суждения, поведение, характерные для него в детском возрасте. Поведение в этом состоянии очень отличается от поведения, вызванного состоянием Взрослого. Такое поведение чаще всего является реакцией на непосредственные стимулы, оно осознанно не контролируемо.

В состояние «ребенка» человек следует самым простым нуждам и потребностям. При этом, решения им принимаются спонтанно, беззаботно, порой импульсивно.

В эго-состоянии Взрослый человек находится в максимальном контакте с реальностью. Его чувства, мысли и поведение непосредственно связаны с важными аспектами текущей ситуации. Взрослый принимает и перерабатывает информацию, передает её другим, принимает решения, планирует и целесообразно действует.

Состояние «взрослого» вовсе не зависимо от физического возраста человека. Проявляется в организованности, хорошем уровне адаптивности, критичной оценке, строгой рассудительности и самоконтроле.

Берн утверждает «Хотя мы не можем непосредственно наблюдать эти состояния, но мы можем наблюдать поведение и на основе этого делать выводы, какое из состояний является текущим».

Трансактный анализ есть не что иное, как осмысленное понимание элементов поведения. Это психологическая модель, которая служит для подробного рассмотрения поступков индивидуума и группы людей.

Ролевые взаимоотношения и взгляд на мир

На практике межличностных отношений мы взаимодействуем с помощью ролей и образов, от начала до конца их проигрываем. Наш партнер или собеседник делает в точности то же самое. Порой, мы заранее «надеваем» на собеседника нужную нам роль. И часто он вполне природным образом ее принимает.

Например, руководитель компании входит в эго-состояние Родителя и, по правилам принятой роли, обращается к своему подчиненному с указанием на совершенную им ошибку в работе. Следовательно, подчиненному ничего больше не остается, как взять на себя роль «ребенка», выслушать указания и приняться за решение возникших вопросов.

Когда собеседник принимает навязанную ему роль, контакт проходит благополучно.


Отношение к миру и к себе согласно трансактному анализу

Конфликт возникает там, где прямой стимул обращен от Взрослого к Взрослому («Где отчет за сегодня?»), а реакция поступает из эго-состояния Ребенка («Опять именно я во всем виноват!»). В этом случае мы видим, так называемую, «перекрестную трансакцию », которая, обычно, является началом скандала.

Но есть и вариант «скрытых трансакций », при которых говорится что-то определенное, но имеется ввиду совершенно другое. При этом, жесты, мимика лица и тон голоса часто не совпадают с тем, что говорит человек.

Трансактный анализ в бизнесе

Ситуация: руководитель обратился с деловой просьбой к своим подчиненным:

Кейс 1

Маша, есть задача по доработке проекта, ее важно выполнить срочно, поэтому прошу тебя выйти в субботу на работу. Могу предложить либо оплату в двойном размере, либо отгул в следующую пятницу. Что скажешь?

Стоило бы предупредить меня заранее! Такое ощущение, что без меня никто ничего не может сделать. Как что - сразу «Маша!»…

Кейс 2

Коля, есть задача по доработке проекта, ее важно выполнить срочно, поэтому прошу тебя выйти в субботу на работу. Могу предложить либо оплату в двойном размере, либо отгул в следующую пятницу. Что скажешь?

Как мы видим, в одной ситуации получились разные диалоги. Почему сотрудники отреагировали по-разному? С чем это связано?

Табл.1 Как распознать эго-состояния

Эго-состояние

Язык тела

Типичные выражения

Родитель

Контролирующий Родитель директивный, властный, ищет провалы, оценивает, обвиняет, воспитывает, советует

Заботливый Родитель

покровительствует, подбадривает, советует, заботится, утешает, помогает

Уверенная позиция, ноги широко расставлены, руки скрещены или «руки в боки», возможны резкие жесты, указывающие движения рук, корпус прямой или откинут назад, губы сжаты, лоб нахмурен

Открытая поза, открытые руки, возможно дотрагиваться до партнера похлопывать по плечу, корпус наклонен вперед, внимательный взгляд, невербальное сопровождение диалога (кивки головой, «да, я понимаю», «ага»

Твердая, с нажимом, может быть как громкая, так и тихая, повелительная, насмешливая

Сочувствующая, успокаивающая, подбадривающая, теплая

«Так нельзя!», «Следует сделать так», «До каких пор?», «Кто должен был это сделать?», «Это неправильно»

«Я тебе помогу», «С каждым может такое произойти», «Ты можешь обращаться ко мне с вопросами», «Молодец, хорошо справился с заданием»

Взрослый

Открытая поза, открытые руки, жесты и выражение лица иллюстрируют, подкрепляют мысли. Корпус прямой, слегка наклонен к собеседнику

Спокойная, безэмоциональная

«Я думаю так, а как думаешь ты?», «Если сравнить.»
Много вопросов: «Как?», «Что?», «Почему?»
«Расскажи мне ход своих мыслей»

Ребёнок

Адаптивный (приспособившийся) Ребенок
Возможны два варианта адаптации:
1) бунт - протестует, обижается, злится.

2) пассивность - боится, не проявляет инициативу, подавлен, соглашается, не уверен в себе

Свободный Ребенок
Предлагает идеи, энергичен, открыт для творчества, не боится рисковать, раскован, делится мыслями, эмоционален

1. Поза напряженная, руки сжаты или наоборот активная жестикуляция, голова опущена, выражение лица упрямое.

2. Поза напряженная, плечи опущены, спина согнута, голова втянута в плечи, выражение лица копирует проявления других, может закусывать губу, теребить руки и пр.

Поза свободная, жесты энергичные, блеск в глазах, воодушевленное выражение лица, любопытство

1. Гневная, громкая, упрямая

2. Нерешительная, покорная, нудная

Громкая, быстрая, эмоциональная, непринужденная

1. «Не буду!», «Не хочу!», «Почему я?», «Посмотрите на других», «Почему им можно, а мне нельзя?»

2. «Я попробую», «Я постараюсь», «Я хотел бы», «Я, наверное, не смогу», «Что же мне теперь делать?»

«Я хочу!», «Здорово!», «Прекрасно!», «Ужасно!»

Проанализировав основные поведенческие индикаторы героев кейса, вы легко можете определить, что руководитель обращается к своим подчиненным из «Взрослого», четко озвучивает просьбу и предлагает варианты.

Маша функционирует как «Контролирующий Родитель», она упрекает и подчеркивает свою значимость.

Руководитель Маша

КР - функция «Контролирующий Родитель»
ЗР - функция «Заботливый Родитель»
В - функция «Взрослый»
АД - функция «Адаптивный Ребенок»
СД - функция «Свободный Ребенок»

А Коля, наоборот, «Адаптивный Ребенок», перекладывает ответственность за свое решение.

Руководитель Коля

А как бы отреагировал «Взрослый»?

Кейс 3

Петя, есть задача по доработке проекта, ее важно выполнить срочно, поэтому прошу тебя выйти в субботу на работу. Могу предложить либо оплату в двойном размере, либо отгул в следующую пятницу. Что скажешь?

Я не против, но у меня уже запланированы выходные. Есть предложение задержаться в четверг и пятницу. Как тебе такой вариант?

Договорились.

Руководитель Петя

При этом каждое функциональное состояние может проявляться позитивно и негативно, т. е. помогать коммуникации либо усложнять ее (табл. 2 ).

Позитивные проявления

Негативные проявления

«Контролирующий Родитель»

Структурирующий стиль
Посылы и директивы искренне направлены на защиту и поддержку. Критика конструктивна: «Сделал ошибку - исправляй»
Уместно в условиях ограниченных ресурсов, времени, условиях неопределенности, опасности

Критикующий стиль
Посылы с позиции превосходства. Игнорирует успехи и достижения

«Заботливый Родитель»

Воспитывающий стиль
Забота, помощь, обращение к ресурсам человека. Вера в силы собеседника

Зефирный (потакающий) стиль
Сверх прощение непоследовательность. Неверие в способности другого человека. Не дает возможности собеседнику самому принимать решения

«Адаптивный/Приспособившийся Ребенок»

«Свободный Ребенок»

Кооперативный стиль
Общительный, самоуверенный, тактичный. Придерживается установленных правил. Готов договариваться

Спонтанный стиль
Креативный, выразительный

Уступчивый/ сопротивляющийся стиль
Не говорит прямо о своих чувствах, не выражает открыто свое мнение, замыкается, обижается. Либо наоборот бунтует, игнорирует, не предлагая вариантов решения

Незрелый стиль
Эгоцентричный, самовлюбленный, опрометчивый

Наблюдая за собой и окружающими, вы также заметите, что у каждого есть «любимые» функции, например, люди могут со всеми послушно соглашаться как «Адаптивный Ребенок», или, наоборот, не выходить из «Заботливого Родителя», раздавая налево и направо советы. Взаимодействуя друг с другом, мы можем находиться в разных функциональных эго-состояниях, это делает наше общение интересным и разнообразным.

Неэффективной коммуникация становится, если:

1) привычной, ригидной является только одна модель поведения;

2) функции свойственны только негативные проявления;

3) функции собеседников не совпадают: например «Взрослый» решил обсудить с коллегой важный вопрос, а натолкнулся на «Свободного Ребенка» и не смог с ним договориться.

Как действовать в таких ситуациях? Во-первых, важно различать собственные функции, чтобы уметь ими управлять и переключаться, а во-вторых, необходимо определить позицию, из которой коммуницирует ваш собеседник, это поможет вам перестроить свое общение и предотвратить конфликт.

Если ваш собеседник общается из функции «Родителя», признайте авторитет собеседника, после чего обратитесь к реальности: фактам, цифрам. Общайтесь на равных, из Взрослого, т. к. часто посылы из детской функции провоцируют собеседника «включить» родительскую.

Тебе стоило бы предупредить раньше! Такое ощущение, что без меня никто ничего не может сделать. Как что, сразу «Маша!»…

Маша, ты важный член команды, без тебя нам действительно было бы непросто. Я как руководитель готов дополнительно обсудить твою нагрузку и скорректировать ее, если это необходимо. Но проект сейчас «горит» и важно, чтобы ты подключилась.

Если ваш собеседник общается из функции «Ребенка», обращайтесь к его опыту, статусу, предложите ему подумать, как это могло бы быть, порассуждать над вариантами.

Что же мне теперь делать, я же обещал семье выехать за город?

Как ты думаешь, возможны ли другие варианты ускорить работу? Ты - менеджер проекта, это ответственная позиция, уверен, что ты сможешь найти выход.

О’кей, я подумаю.

Для построения «взрослой» коммуникации важно:

  1. Осознавать свои эмоции и уметь открыто о них говорить.
  2. Не оправдываться, не защищаться, не доказывать и не заставлять других оправдываться или защищаться.
  3. Не перекладывать ответственность за свои решения на других.
  4. Не оценивать, не судить, не вешать ярлыки.
  5. Быть заинтересованным в своем развитии и развитии других людей.

Человеческое общение ценно тем, что мы можем давать множество посланий из разных функций. При этом в бизнес среде наиболее предпочтительной является позиция Взрослый-Взрослый. И если вдруг в своем офисе встретите Родителей или Ребенка, теперь вы знаете, как найти к ним подход.

Как распознать свои состояния

Мы находимся в Контролирующем Родителе , когда даем качественные характеристики, такие как: глупый, умный, послушный, капризный, лгун, честный.
Состояние «Контролирующий Родитель» может проявляться позитивно или негативно. Например, когда человек в позитивном Родителе , то его директивы направлены на искреннюю помощь и поддер¬жку другим людям, на сохранение их здоровья и благополучия.
Негативный Контролирующий - Карающий Родитель , наоборот, игнорирует другого человека, его способности и успехи. Например, «Ты опять допустил ошибку! Бездарь. У тебя никогда ничего не получится!». Контролирующий Родитель может направлять свою энергию также и на поддержку или критику своего внутреннего Ребенка. Самоедство и самобичевание, активность внутреннего критика - негативного Контролирующего (Карающего) Родителя. Его задача состоит в ослаблении самооценки, в создании позиции неблагополучия (Я не благополучен). «Слабак! Неудачник! Бесполезно тебе что-либо поручать, завалишь» - звучит голос Карающего Родителя, и взрослый человек теряет свой ресурс и ощущает себя вновь беззащитным и беспомощным ребенком.
Критика позитивного Контролирующего Родителя конструктивна, она поддерживает позицию «Я благополучен». «Сделал ошибку - исправляй!»

Когда я в позитивном Заботливом Родителе , то я забочусь и помогаю, поддерживаю и подбадриваю. Я верю в успех человека, о котором забочусь. В основе отношений лежит уважение, доверие, открытость. Поощряется экзистенциальная позиция «Я благополучен - Вы благополучны». Те же принципы и в отношении внутреннего Ребенка - «Давай, дерзай, у тебя все получится!». Когда мы создаем банк поглаживаний, то используем состояние Поощряющего Родителя, любящего и уважающего.
Когда человек в негативном Заботливом Опекающем Родителе , то он демонстрирует гиперопеку, гиперпротекцию по отношению к другому.
Часто мы стараемся сделать, что-то за другого, не позволяем ему самому принять решение. В основе поведения негативного Заботливого Родителя лежит неверие в способности другого человека и в способности своего внутреннего Ребенка быть успешным. «Ты неблагополучен. Я благополучен. И я спасу тебя, как бы ты ни сопротивлялся!» - девиз негативного Заботливого Родителя.
Карающий Родитель охотно, с удовольствием и в любое время готов применять по полной программе свои карательные возможности и неохотно, вяло и малозаметно использует поощрения. То есть он очень настроен раздавать пинки. И совсем не настроен на поглаживания. Эта часть родительского воспитания реализуется путем Родительских запретов. Запреты на поглаживания исходят от негативного Родителя.
Заботливый Родитель награждает, балует, потворствует. Его часть воспитания реализуется путем Родительских разрешений в том числе и на поглаживания: «Бери! Раздавай! Проси! Получай удовольствие! Мир так прекрасен! Ты можешь все! Живи! Будь счастливым!».

Детское состояние также неоднородно. Оно проявляется в двух вариантах: Свободный Ребенок и Воспитанный Ребенок.
Спонтанное состояние - это природный Ребенок во всем его естественном очаровании. Когда ребенок ведет себя так, как он хочет - он находится в Естественном Ребенке. При этом он не подчиняется требованиям родителей, социума, он не бунтует, он естествен и спонтанен. Он плачет, когда ему больно или грустно. Он смеется, когда ему весело и хорошо. Природный Ребенок придает теплоту и обаяние личности человека. Он боязлив. Им владеет первичный страх неожиданного нападения и страх оказаться покинутым. Природный Ребенок часто скрыт и проявляется в фантазиях человека.

Запреты бывают и ценными, оберегающими жизнь, здоровье. Пренебрежение ценными запретами характерно для поведения негативного Спонтанного Ребенка . Например, лихачество на дороге, любое злоупотребление пищей, алкоголем, наркотическими веществами, сексом. «Хочу! Мне нравится! Сейчас!»- традиционные слова. Стимулами для поведения являются удовольствие и наслаждение. Важной характеристикой негативного спонтанного Ребенка является отсутствие интереса к последствиям и невозможность переноса или оттягивание удовольствия во времени.
Спонтанный ребенок раним и беззащитен. Кроме того, он пакостлив и безрассуден.

Адаптивный, Воспитанный Ребенок прошел через социализацию, различные формы воспитания и представляет собой продукт социальных воздействий.
Воспитанный Ребенок проходит от рождения до 6-7 лет под руководством родителей. Ребенок приспосабливается к требованиям отца, матери, бабушки и дедушки, возможно, няни, братьев и сестер. Все коммуникации сводятся к взаимодействию внутри семьи, внутри дома, внутри замкнутого, ограниченного пространства.
Следующий этап от 7 до 12 лет. Это период социализации. Ребенок начинает осваивать пространство вне дома. Здесь формируется «персона» (Э. Берн) ребенка. «Персона»- способ представить себя другим людям.
«Персону» можно обозначить прилагательными: общительный, угрюмый, послушный, остроумный, высокомерный, упрямый. Человек может использовать «персону» в неизменном виде всю жизнь. А может изменять по мере приобретения опыта, в ходе взросления.
Воспитанный Ребенок может быть позитивным и негативным.
Негативный Воспитанный ребенок ярче всего проявляется, когда мы бунтуем, восстаем против правил и ожиданий, которые родители или социум навязывают. Вместо того, чтобы найти иной способ адаптации или выражения своего несогласия, мы выбираем бунт и стараемся все делать наоборот.
Порой взрослый человек проигрывает детские паттерны поведения, которые не соответствуют реальной ситуации. Если в детстве бунт приводил к желанному результату, то и во взрослой жизни он может часто встречаться в поведении.
Все мы бываем в состоянии негативного Ребенка, кричим, бунтуем или дуемся и обижаемся. А проблема остается нерешенной.

Подробные описания Эго-состояний

Эго-состояние Родителя

Позиция «Родителя» формируется в семье в первые 5 лет жизни и отражает чувства родителей, их поведение, отношения и реакции. У «Родителя» есть всё: наказания, правила, тысячи «нельзя», а также: похвала, восхищение, суждения, позиции и отношения, которые определяют как можно и как нельзя что-либо делать. «Родитель» действует двумя способами: помогая и ухаживая, и – критикуя и контролируя. «Критикующий Родитель» оценивает, морализирует, создает чувство вины и стыда, все знает, соблюдает порядок, наказывает, поучает, не терпит несогласия с собственной точкой зрения. «Заботливый родитель» помогает, сочувствует, понимает, утешает, успокаивает, поддерживает, вдохновляет, хвалит.

У всех людей без исключения есть опыт общения со старшим авторитетным человеком. Такие люди интегрируются в нашу психику под видом значимых других. Опыт, полученный от общения с этими людьми, формирует состояние Родителя. В зависимости от того, какие послания и в какой форме мы получали от вербального и невербального восприятия значимых других, структура Родителя может иметь вид равносильного сосуществования Контролирующего и Заботливого Родителя, либо же преобладать в виде одного или другого.

Если давать определение Родительскому эго-состоянию, то это интегрированный в личность опыт значимых других, в виде предписаний, запретов и разрешений. Человек получает эти послания в течение всей жизни, но наиболее сильно влияют на поведение те интегрированные послания, которые были получены в детском возрасте.

Образы и опыт значимых других, интегрированных психику называется интроектом. Таких интроектов в нашей личности будет столько, сколько важных и авторитетных для нас людей было воспринято в течение жизни.

Если говорить о структурных частях Родительского эго-состояния, то стоит отметить их значимость и пользу. Разница между Контролирующим Родителем (КР) и Заботливым (ЗР) заключается в той форме послания, которая была подана как попытка позаботиться о безопасности.

Например, внутренний монолог Контролирующего Родителя относительно проделанной работы, мог бы звучать таким образом: "Ты всё сделал неправильно, качество работы отвратительное. Ты ничего не стоишь, нужно всё переделать. Так нельзя».

В то же время, Заботливый Родитель проявился бы таким образом: "А теперь давай подумаем о том, как бы можно было улучшить эту часть работы. Вот здесь работа сделана очень хорошо, а вот тут можно ещё подумать. Ты приложил очень много усилий и можешь отдохнуть, чтобы потом взяться за работу с новыми силами». В обоих случаях речь идёт о том, чтобы улучшить сделанную работу и устранить недочеты. Однако если у человека очень развитый внутренний Контролирующий Родитель, будет активироваться внутренняя деструктивная критика. С одной стороны, такие люди обычно очень хорошие сотрудники и начальники, они перфекционисты и умеют выполнять работу качественно. С другой же, у них никогда нет ощущения хорошо выполненной работы и достаточного результата, ни по отношению к себе, ни в отношении других людей. Это грозит понижением мотивации и ухудшением результатов.

Если же опыт общения со значимыми людьми заключался в получении любви и заботы, внутренняя критика будет конструктивно направлена на то, чтобы достичь лучшего результата С обязательным условием сохранение структуры личности и физического благополучия.

Оздоровление Родительского эго-состояния заключается в том, чтобы уравновесить внутренние ощущения «должен», внутренний опыт унижения и ожидание неизбежного наказания за выполненные или невыполненные задания.

Эго состояние Ребенка

Наиболее ярким и творческим является Внутренний Ребенок. Как и предыдущие эго-состояния, Ребенок является интегрированным опытом. Разница Ребенка и Родителя заключается в том, что в структуру личности Ребенка интегрируется не чужой опыт (родительские предписания типа «Не плачь, ты не девочка»), а собственный детский опыт индивида. В каждом человеке, в его Детском состоянии эго находится ребенок конкретного возраста в эмоционально значимых ситуациях. И в определенные моменты жизни, в ситуациях, напоминающих детский опыт, человек «проваливается» в то детское состояние, которое сформировалось когда-то.

В структуре Внутреннего Ребенка выделяют три эго-состояния:

Свободный Ребенок.

Бунтующий Ребенок.

Адаптивный Ребенок.

Свободный Ребенок представляет собой творческую часть личности, способную идти вслед за своими желаниями, проявлять свои чувства, заявлять о своих потребностях и делать это снова и снова. В этом состоянии индивид является счастливым, хоть и не конструктивным человеком. Такое эго-состояние развивается у людей, чье творческое начало не подавляли и поощряли здоровый эгоизм.

Бунтующий Ребенок - это результат конфликта между реально существующим Контролирующим родителем или же его интроектом, и потребностями, желаниями, эмоциями личности. При подавлении поведение Внутреннего Ребенка становится противоположным тому, что диктует внешний или интроецированный Родитель (своего рода бунт).

Следующей составляющей Ребенка является Адаптивный Ребенок. Он формируется тогда, когда бунт является опасным и личность выбирает не бороться с подавлением, а подчиняться ему. Это состояние довольно пассивное, лишенное энергии. В нем человек выбирает самую безопасную для своей личности форму сосуществования с агрессивной реальностью.

«Адаптивный ребенок» приспосабливается к окружающему миру и внутренним требованиям. Он поддается влиянию, оправдывается, извиняется, делает комплименты, слушается, соблюдает правила хорошего тона, безынициативен.

Вербальными проявлениями Ребенка являются всевозможные эмоциональные отклики, протест или выявление актуальных желаний. Невербально ребенок проявляет демонстративность и свободу эмоций.

Эго-состояния «Родителя» и «Ребенка» – это эмоционально окрашенные роли, проигрывание которых направлено на удовлетворение эмоциональных потребностей. Например, если руководитель кричит на подчиненного, то делает это не для того, чтобы получить от последнего рациональное объяснение случившемуся, а для того, чтобы выразить эмоцию гнева. Задача подчиненного – дать ему возможность это сделать.

Единственным рациональным эго-состоянием является эго-состояние «Взрослого». Он самостоятельно собирает информацию, обосновывает свой выбор и оценивает свою деятельность, оперирует исключительно фактами, устанавливает причинно-следственные связи, планирует. «Взрослый» разумен, логичен, холоден, объективен, свободен от предрассудков. Все выше перечисленное является основанием для адекватной оценки человеком возникающих ситуаций, способности подбирать конструктивные стратегии их разрешения и дальнейшего прогнозирования возможных последствий.

Эго-состояние Взрослого

Взрослая часть – это та часть личности, которая способна максимально объективно осознавать ситуацию здесь и сейчас и принимать решения на основании той ситуации, которая сложилась на данный момент, учитывая при этом прошлый опыт, но не опираясь на него полностью.

В этой части находится внутренняя гармония между тем что человек может, на что он способен, и что ему действительно нужно.

Внутренний взрослый формируется тогда, когда человек имеет возможность получать опыт и принимать решения, анализировать и сопоставлять факты. Самостоятельно эта часть личности, конечно, не функционирует. Без интереса и эмоциональности Ребенка и разумного контроля со стороны Родителя, Взрослый является сухим и прагматичным логиком.

Активация Взрослого эго-состояния позволяет ускорить адаптацию к нестандартным жизненным ситуациям, не впадать в острые эмоциональные переживания и рассчитывать ситуацию наперед.

Взрослый проявляется в уверенной позе тела, подвижной, но прямой, в открытых жестах, свободном зрительном контакте и спокойных интонациях. Вербально Взрослый звучит аргументированно и взвешено, спокойно и лаконично.

Однако даже такое конструктивное эго-состояние, при доминировании в личности, может сослужить плохую службу. Например, в отношениях. Сухое, логичное и безэмоциональное, оно может вызывать недоумение там, где ожидают ответного проявления эмоций или же определенной разумной критики (например, в детско-родительских отношениях).

Психотерапия Взрослого состояния заключается в уравновешивании трех эго-состояний и в формировании внутреннего разрешения на эмоциональный отклик.

Это состояние обычно формируется в соприкосновении приобретенного в Детстве опыта и Родительских установок - это та модель, которая может развиться при подавлении эмоциональных реакций и воспитании рационального мышления в раннем возрасте.

У развитой личности между Родителем и Ребенком стоит Взрослый. Он посредничает между ними.
Взрослое состояние развивается в течение всей жизни.
Компетентное Взрослое состояние принимает решения, изучив ситуацию, осмыслив полученную им информацию и сведения, содержащиеся в Родительском и Детском состоянии. И качество решений зависит от того, насколько хорошо информирован Взрослый и насколько он способен выбирать и анализировать информацию, предоставляемую Родителем и Ребенком.
Сегодня особенно важна адаптивность и гибкость личности. Осознанная адаптивность - функция, в основном, Взрослого состояния. Она требует осторожности, дипломатичности, терпимости. Гибкость - это способность пожертвовать частью своих ожиданий, довольствоваться менее полным их удовлетворением.
Адаптивный и гибкий человек достигает своих целей, принимая взвешенные решения и планируя будущее, обдуманно и точно делая в настоящем то, что нужно для реализации своих планов. Он может позволить себе быть мягким и терпеливым. Он умеет вовремя реагировать на внезапные изменения ситуации. Он знает свои возможности и осознанно использует ресурсы всех своих эго-состояний.


Границы и патологии эго-состояний


Представление о границах эго-состояний очень полезно для психотерапевтической практики. Эрик Берн предлагал считать границы полупрозрачными, как мембраны, через которые психическая энергия может из одного эго-состояния перетекать в другое. Эта метафора предполагает, что при жестких границах психическая энергия замыкается в этих границах, капсулируется и ограничивается, таким образом, лишь одним состоянием, а при слабых границах - непрерывно перемещается из одного эго-состояния в другое. Также возможны перекрывания областей и нарушение границ. Все эти варианты описывают патологию эго-состояний, структурную патологию.

Слабые границы эго-состояний. Личность со слабыми границами ведет себя непредсказуемо и нелогично, реагируя на незначительные стимулы, имеет низкий уровень Взрослого контроля. Такой личности трудно действовать в реальном мире, и она нуждается в серьезной психической помощи.
Жесткие границы эго-состояний. Психическая энергия удерживается в рамках одного эго-состояния, исключая два других. Люди, имеющие жесткие границы Я, стремятся реагировать на большинство воздействий только из одного эго-состояния. Такой человек постоянно находится только в одном эго-состояний. Например, всегда в Родительском, либо всегда во Взрослом или в Детском эго-состояний.

Постоянный Родитель
Личность, которая действует преимущественно с позиции Родителя, часто воспринимает окружающих как неразумных малых детей. Существует два наибо¬лее ярких варианта постоянного Родителя. Один с преобладанием Карающего Родителя , другой - Поощряющего Родителя .
Постоянный Карающий Родитель - критик, моралист, он не способен плакать и смеяться в состоянии Ребенка и быть объективным и благоразумным в состоянии Взрослого. Он знает ответы на все вопросы, манипулирует окружающими, часто обладает сильным чувством долга.
Постоянно заботливый Поощряющий Родитель - это вечная нянька или Спасатель-Спаситель. Диапазон ролей здесь широк - от великодушного диктатора до святого, посвятившего себя помощи другим.

Постоянный Взрослый
Поведение человека с постоянным Взрослым эго-состоянием характеризуется беспристрастностью, сосредоточенностью на фактах и логике.

Постоянный Ребенок
Личность, предпочитающая эго-состояние Ребенка, является вечным мальчиком или девочкой. Постоянный Ребенок не берет на себя ответственности за собственные поступки. Не испытывает угрызений совести и часто привязывается к тем, кто заботится о нем. Для брака Постоянный Ребенок ищет партнера - Постоянного Родителя.

При исключении одного эго-состояния возможны следующие варианты:

    исключенный Родитель,
    исключенный Взрослый и
    исключенный Ребенок.
Люди, которые исключили Родителя, не будут действовать согласно готовым жизненным принципам. Каждый раз они создают для себя новые стратегии и принципы, используя интуицию и объективную информацию о положении вещей. Считается, что из таких личностей могут складываться заправилы и воротилы бизнеса, преступного мира и политики.
При исключении Взрослого слышится только внутренняя борьба Родителя и Ребенка. Нет действующего аппарата тестирования и оценки действительности. Поступки такого человека могут быть столь странными, что высока вероятность постановки ему психиатрического диагноза.
При исключении Ребенка человек отличается хо¬лодным, неэмоциональным поведением. На вопрос: «Какое у Вас было детство?» ответ - «Я не знаю, ничего не помню».

Еще одной патологией эго-состояний является контаминация - засорение, заражение Взрослого эго-состояния Родительским или Детским, либо одновременно обоими этими эго-состояниями.
Контаминация происходит, когда во Взрослое эго-состояние проникают в качестве непреложных истин предубеждения Родительского эго-состояния или фантазии и страхи Детского. Находясь во Взрослом эго-состоянии, человек оправдывает их и дает им рациональное объяснение. Результат контаминации - искаженное видение действительности и, соответственно, непродуктивные, ошибочные стратегии поведения.
Контаминация Родительским эго-состоянием приводит к грубым нарушениям обработки информации о себе и внешнем мире. Наиболее распространенный вариант - это предрассудки- ложные взгляды, которые стали привычными и поэтому не подвергаются объектив¬ному анализу и воспринимаются с детства как акси¬омы.
Контаминация Взрослого эго-состояния Детским - это принятие детских иллюзий, заблуждений, представлений и страхов. Например, «Я хуже других», «Я не такой как все», «Я не нравлюсь людям». Если контаминация связана с ранними детскими травмами, то иллюзии могут быть и такими: «Мама полюбит меня, если я умру. Вот посмотрю, как они все будут плакать и жалеть, что обидели меня». Наиболее распространенные заблуждения - это иллюзия собственного величия или никчемности; ощущения преследования, страхи смерти. Существуют фантастические проекты о том, что будет после того, как... Такой человек верит, что все произойдет само собой, по щучьему велению.

По материалам открытых источников

Теория трансактного анализа Э.Берна, исходит из того, что транзакция - единица акта общения, в течение которой собеседники находятся в одном из трех состояний «Я». В процессе взаимодействия могут в большей или меньшей мере проявляться такие состояния человека: состояние «Родителя», «Взрослого», «Ребенка». Эти состояния сопровождают человека всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных обстоятельств. Попробуете оценить, как вы сочетаете эти три «Я» в вашем поведении, для этого вы можете пройти тест.

Цель: определение ролевых позиций в межличностных отношениях.

Инструкция: ниже приведены 21 высказывания, оцените высказывания в балах от 0 до 10.

  1. Мне порой не хватает выдержки.
  2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
  3. Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей.
  4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
  5. Меня провести нелегко.
  6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
  7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
  8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.
  9. Каждый должен выполнять свой долг.
  10. Нередко я поступаю как не надо, а как хочется.
  11. Принимая решение, я стараюсь подумать его последствия.
  12. Младшие поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
  13. Я, как и многие люди, бываю
  14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
  15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
  16. Я - увлекающий человек.
  17. Мой основной критерий оценки человека - объективность.
  18. Мои взгляды непоколебимы.
  19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
  20. Правила оправданы до тех пор, пока они полезны.
  21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.

Ключ к Тесту Трансактный анализ Э.Берн (Тест ребенок, взрослый, родитель).Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э.Берну

1 (состояние «ребенок») : 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.

2 (состояние «взрослый»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

3 (состояние «родитель»): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Инструкция: подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам.Далее у вас идет интерпретация. Рассмотрим, следующие три составляющие личности человека, которые обуславливают характер общения между людьми: Родительское, Взрослое, Детское.

Интерпретация:

1. Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжений , получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблемы: не способен преодолеть трудности или/ и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.д.), возражающее детское Я.

Эго состояние Ребенка

Вербальные признаки : а) восклицание: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.

Обращение Вы - Ты и Ты - Ты.

Поведенческие (невербальные) признаки : непроизвольное поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.

2. Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющею информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решения.

Признаки актуализации эго - состояния: Эго - состояние Взрослый

Вербальные признаки : в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.

Обращение Вы - Вы и Ты - Ты.

поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.

3. Родительское (Родитель - Р) состояние Я подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обычными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Признаки актуализации эго - состояния: Эго - состояние Родитель

Вербальные признаки - слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.

Обращение Ты - Вы (со мной обращаются на ВЫ, я обращаюсь на Ты).

Поведенческие (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещенные на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голос насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.

Сочетания Эго- состояний. Для этого вернитесь к таблице с балами. Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса (в зависимости от количества набранных баллов), получаем формулу. Для оптимального функционировании личности, с точки зрения Э.Берна, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогает ему вовремя вернуться во «Взрослое» состояние, что, собственно и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.

Формулы:

  • Если у вас получилась формула 2, 1, 3, или ВДР то это значит, что вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны и не склоны к назиданиям.
  • Если у вас получилась формула 3, 1, 2, или РДВ то для вас характерна категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.
  • Если на первом месте в формуле состояние 1 или Д -состояние (ребенка), то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.

У каждого человека возникают ощущения по поводу того, как нужно вести себя в определенной ситуации и с конкретным человеком. Часто ли люди задумываются откуда берется тот или иной тип поведения? Психотерапевт Эрик Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры» раскрыл секрет появления внутриличностных ролей и их влияния на поведение индивидуума.

Итак, эго-состояния — это роли в межличностных отношениях, выражаемые в трёх фигурах — Ребенок, Родитель, Взрослый.

«Ребенок»

Поведения «Ребенка» характеризуется капризами, требованиями, беспомощностью, самокритичностью. Но также непосредственной детской радостью, любознательностью, креативностью и счастью по мелочам. Примером поведения взрослого человека в роли «Ребенка» выступают взаимоотношения парня и девушки. Часто девушка, чтобы заполучить внимание своего молодого человека совершает детские поступки: требует что-то здесь и сейчас, смеётся со всего или наоборот счастлива от любой мелочи в её сторону. Это не есть плохо, всем важно почувствовать себя малышом — это придаёт простоту окружающей нас действительности. Но если человек практически постоянно пребывает в роли «Ребенка», то стоит задуматься о его детских неразрешенных проблемах и переживаниях.

«Родитель»

Модель роли «Родителя» берётся из детства, из поведения родных людей. Откуда человек выносит понятия «хорошо» и «плохо», впитывает все необходимые «нужно», сохраняет какие-то убеждения. Родитель контролирует и «знает как правильно». Если родители конкретного человека не были справедливы к оценке обстоятельств в детстве, то это перенесётся в его дальнейшую жизнь.

«Взрослый»

«Взрослый» — человек, который сам учится, познает, не отталкиваясь от опыта родителей или других людей, он проверяет, приобретенную информацию и исследует её. «Взрослого» отличает объективность оценивания ситуации. Его поведение, взвешенное и спокойное, логичность действий не даёт усомниться в правильности. Редко бывает так, что взрослый человек пребывает в единичной роли на протяжении долгого времени. Тем более что в жизни эти роли между собой переплетаются, и трудно судить какая модель поведения на данный момент. В отношениях с родителями индивидуум остается всё теми же «Ребенком», но с задатками «Родителя»: заботится о родных, советует и поучает.

  • Это интересно —

Важно сбалансировать отношения этих трех эго-состояний, чтобы вести себя согласно определенной ситуации. Человек не должен всегда находиться в позиции «Взрослого», но должен адекватно оценивать свои возможности и не действовать вслепую «родительскому сценарию». Важно определить свои жизненные ценности и приоритеты. Ведь это не только поможет сохранить и создать статус мудрого человека в обществе, а и спасёт нервную систему от заболеваний и неврозов. Способность контролировать мысли, желания и реакции приведёт к осмысленности между эго-состояниями.

Три Эго-состояния — видео

В 60-х гг. XX в. американский психолог Э. Берн разработал модель эго-состояний (я-состояний). Согласно этой модели «человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я – Родителя, Взрослого или Ребенка. Люди с разной степенью легкости могут переходить из одного состояния в другое».

Состояние Родителя. Когда человек начинает думать, говорить, действовать, чувствовать, как это делали его родители или другие люди, пользовавшиеся у него авторитетом в детстве, он попадает в состояние Родителя.

Состояние Родителя может проявляться двояким образом:

1. Критическое состояние Родителя. В общении реализуется через выражение заповедей, запретов, норм и правил.

Руководитель своему референту: «Когда Вы, наконец, начнете готовить нормальные справки?»

Менеджер турфирмы своему коллеге (раздраженно): «Я не могу все время делать за тебя твою работу».

2. Кормяще-заботливое состояние Родителя. В общении проявляется через выражение одобрения, готовности оказать помощь, навязчивой заботливости.

Преподаватель на экзамене – студенту: «Не волнуйтесь, вы сейчас обязательно вспомните».

Опытная делопроизводитель – молодой сотруднице (заботливо): «Давайте я это сделаю за вас».

Состояние Взрослого. Когда человек трезво и по-деловому взвешивает факты, учитывает реальное положение вещей, использует накопленный опыт, он попадает в состояние Взрослого.

Состояние Взрослого полезно при решении различных проблем, выражении деловых отношений, участии в дискуссиях, когда необходимо анализировать различные точки зрения.

Консультант фирмы – клиенту: «Вас устраивает такое решение вопроса?»

Администратор гостиницы – директору: «Я готова предоставить вам сведения по оборудованию номеров к четвергу».

Состояние Ребенка. Когда человек действует, говорит и чувствует, как он это делал в детстве, он попадает в состояние Ребенка. Это состояние может проявлять себя двумя способами:

1. Приспосабливающийся Ребенок. Проявляется в повиновении, чувстве вины, замкнутости, «уходе в себя». Такое поведение ориентировано на то, чтобы поступить так, как ожидают другие.

Референт – руководителю (робко): «А как я должен был составить справку?»

Администратор гостиницы – директору (подчеркнуто покорно): «Я полностью согласна с вами».

2. Естественный Ребенок. Проявление чувств (радость, обида, грусть и т. д.) человека в состоянии естественного Ребенка не зависит от того, что хотят от него другие.

Коллега – коллеге: «Ну, старик, ты гений!»

Менеджер турфирмы – клиенту: «Это будет прекраснейшая поездка!»

Для распознания эго-состояний большое значение имеет знание интонаций, формулировок, невербальных элементов (выражение лица, жесты, поза). Таблица, составленная на основе рекомендаций немецкого специалиста Р. Шмидта, приведенных в книге «Искусство общения», помогает это сделать.

Характеристика эго-состояний

Состояние родителя

Состояние взрослого

Состояние Ребенка

Эго-состояния проявляются через трансакты – любое вербальное и невербальное общение как минимум двух людей.

Э. Берн различает три формы трансакта: параллельный, перекрестный и скрытый.

Коммуникация может быть особенно эффективной в том случае, если она ведется в рамках параллельного трансакта, т. е.когда Ребенок разговаривает с Ребенком, Родитель с Родителем, а Взрослый со Взрослым. В других вариантах возможны сложности и непонимание.

Например, если чиновник говорит на языке Родителя, а посетитель – на языке Взрослого, то вполне вероятно, что возникнет непонимание. Оно может быть разрешено двумя способами: либо Родитель поймет, что язык стереотипов устарел, и попытается приблизить свое мышление и высказывания к реальности, либо Взрослый во избежание конфликта сумеет найти в себе Родителя и постарается на родительском языке закончить беседу, для того чтобы благополучно выйти из этой ситуации.

В жизни людей, особенно в семейной сфере, часто бывают столкновения Ребенка и Взрослого, Ребенка и Родителя. Вместе с тем перекрестные трансакты, если они используются сознательно и конструктивно, могут быть полезными.

Наибольшую сложность представляют скрытые трансакты.

Допустим, имеется следующая схема:

Она реализуется в микродиалоге:

Продавец. Эта модель получше, но она вам не по карману. Покупательница. Вот ее-то я и возьму.

Продавец в состоянии Взрослого констатирует, что «Эта модель лучше» и «Она вам не по карману». На социальном уровне эти слова кажутся обращенными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить: «Вы, безусловно, правы и в том и в другом». Однако на психологическом уровне продавец стремится пробудить в ней Ребенка и добивается этого. Покупательница начинает думать: «Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому наглецу, что я ничуть не хуже других его покупателей». Вместе с тем продавец как бы принимает ответ покупательницы за ответ Взрослого, решившего сделать покупку.

Следует отметить, что не бывает ни плохих, ни хороших эго-состояний. Каждое из них имеет свои преимущества и недостатки. Для успешной коммуникации необходимо стремиться свободно владеть всеми состояниями.