Где время идет быстрее. С возрастом время течет все быстрее

Время – относительное понятие, придуманное людьми для обозначения той формы, в которой протекают физические и психические процессы жизнедеятельности. Время нужно для того, чтобы измерять жизнь. Но почему с возрастом время течет быстрее?

Еще А. Эйнштейн говорил, что время – это иллюзия, так же как и пространство. С великим физиком согласны и психологи.

Как можно узнать каково на самом деле время, если единственный инструмент познания – человеческий мозг? Весь окружающий мир – субъективное отражение объективной реальности. Психика определяет мир и течение времени. Личный жизненный опыт, сознание, память, мышление – все это не где-то снаружи, а внутри.

Если бы человек летел со скоростью света в открытом космосе, он воспринимал бы время так, как если бы ходил по земле, но год его полета был бы равен ста годам на Земле!

Два человека воспринимают одно и то же событие по-разному. То, как человек привык воспринимать мир, для него является нормой, он так привык жить. Трудно представить и догадаться что мир не такой, каким мы его видим. Простой пример: немало людей, страдающих дальтонизмом, узнают об этом совершенно случайно и только во взрослом возрасте. Например, на курсах по вождению автомобиля обнаруживается, что человек не различает красный свет на светофоре.

Физика относится к разряду точных наук, но физическое измерение времени не совпадает с тем, как его воспринимает человеческий мозг. Психика изменяет законы физики. У каждого человека есть свои, внутренние часы .

Когда человек счастлив, минуты для него пролетают очень быстро, и когда он находится в опасной ситуации, секунда практически останавливается, невероятно растягиваясь. Период, насыщенный событиями, по прошествии времени воспринимается как более продолжительный и долгий. Когда человеку скучно, часы идут медленно, кажется, что день никогда не закончится, но после, оглядываясь на череду таких дней, кажется, что время пролетело очень быстро и понапрасну.

В наши дни все большее количество людей замечает, что время с возрастом летит все быстрее , а ученые все чаще принимаются за изучение этого феномена.

Есть несколько версий , почему с возрастом время течет быстрее. Самые распространенные из них:

  • изменяется и ускоряется пространственно-временной континуум,
  • время ускоряется по мере замедления обмена веществ в организме человека;
  • люди в последние годы стали воспринимать время как все более ускоряющееся из-за информационной перегруженности,
  • с возрастом время ускоряется из-за того, что жизнь становится менее насыщенной новым опытом.

Последней версии придерживается большинство психологов.

Жизнь не измерить часами

Человеческий мозг концентрируется и запечатлевает в памяти новый опыт и значимые события чаще и ярче, нежели привычные действия. Количество прожитого времени исчисляется не годами, а важными событиями.

Психологами доказано, что восприятие времени зависит от того что думает, чувствует и делает человек в текущий момент.

В детстве и юности ребенок познает мир и себя. Каждый день он знакомится и изучает нечто новое, поэтому период жизни до 18 лет всегда кажется насыщенным и продолжительным. Взрослея, все меньше нового находит для себя индивид, все больше повторений и привычных действий. Шаблонные занятия складываются в «серые будни».

Взрослый человек живет «на автопилоте», поэтому мозг все реже «запечатлевает» жизнь. В 5 лет за один день малыш узнавал столько всего нового, сколько не узнает взрослый и за год жизни в 50 лет.

Занимаясь чем-то новым, необычным, познавая мир, человек «включает» мозг, большую часть времени работающий в «спящем режиме». Когда активируется внимание, мышление, воображение, ощущение и другие познавательные процессы, время словно бы замедляется. Почему и зачем? Чтобы появилась возможность усвоить информацию, сделать вывод, отреагировать правильно.

Экспериментально доказано, что в экстремальной ситуации головной мозг работает лучше. Так же известно, что в экстремальной ситуации замедляется время. Организм реагирует на стресс, инстинкт самосохранения активирует работу мозга и он начинает работать лучше. За долю секунды в опасных условиях можно придумать решение проблемы, которое не было бы найдено в спокойной обстановке.

Жизнь – это череда прожитых событий, а не лет. Чем более насыщенна жизнь, тем более долгой она кажется.

Шкала М. Кинера

Австралийский дизайнер М. Кинер спроектировал интерактивную шкалу , объясняющую как восприятие времени изменяется с возрастом. Его проект основан на теории П. Жане, разработанной еще в 1897 году.

Согласно этой теории, люди воспринимают время относительно, сравнивая его с уже прожитым периодом жизни. Чем больше прожито лет, тем короче кажется каждый следующий год по отношению к прожитому времени:

  • в возрасте одного года вся жизнь человека равна одному году, это 100% жизни,
  • в возрасте двух лет один прожитый год становится 50% жизни,
  • три года – 33, 3% жизни,
  • в двадцать лет один год – 5 % жизни,
  • в тридцать лет один год воспринимается как 3% жизни,
  • в девяносто лет год воспринимается как 1% жизни.

В семьдесят шесть лет год жизни воспринимается по длительности как каникулы после первого курса в университете.

Интересно, что после тридцати лет ускорение жизни замедляется и сохраняется восприятие одного года как примерно равного 3% жизни.

Таким образом, чем старше человек, тем меньшим периодом для него становится год. Именно по этой причине субъективно пожилые люди серединой жизни и лучшим временем считают возраст 18 лет.

Американский психолог Х. Хершвилд изучал явление прокрастинации (привычка откладывать даже срочные дела «на потом») и обнаружил, что человек себя в будущем представляет как некоего другого человека. Откладывая жизнь на потом, человек обманывается, думая, что решать проблемы и жить будет уже не он, а кто-то другой.

Откладывая жизнь, человек тратит время зря, и при взгляде назад кажется, что жизни не было вовсе, она промелькнула как мгновение.


Чтобы замедлить бег времени
психологи рекомендуют:

  • сделать свою жизнь более насыщенной яркими, новыми, эмоционально глубокими событиями;
  • постоянно узнавать и учиться чему-то новому;
  • чувствовать и говорить о чувствах искреннее, не играя и не откладывая «на потом»;
  • развиваться как личность;
  • выходить из зоны комфорта;
  • заниматься любимым и интересным делом;
  • не бояться менять свою жизнь, совершать то, что не свойственно и не привычно;
  • не бояться идти навстречу трудностям, страхам, конфликтам, переменам.

Нужно наполнять жизнь жизнью, оживлять ее, наслаждаться каждым днем, ценить мгновения и не тратить время зря!

Весной 1905 года Альберт Эйнштейн сел на трамвай в нескольких километрах от башни Зитглогге — роскошной башни с часами, которая возвышается над Берном — по дороге домой. Эйнштейн, в то время простой клерк, завершил работу, и ехал в трамвае, думая о истинах Вселенной в свободное время. И один из его мысленных экспериментов, рожденных в том самом трамвае, произвел революцию в современной физике.

Эйнштейн представлял, что произойдет, если трамвай будет ехать со скоростью света. Смотря на башню с часами Эйнштейн понял, что если он будет путешествовать со скоростью 300 000 километров в секунду, стрелки часов, которые так торжественно двигались, будут казаться полностью застывшими.

В то же время Эйнштейн знал, что, если он вернется на башню с часами, их стрелки будут перемещаться обычным образом — время будет идти своим чередом. Однако для Эйнштейна в трамвае время замедлилось. Он пришел к выводу, что чем быстрее вы будете двигаться в пространстве, тем медленнее вы будете двигаться во времени. Как такое вообще возможно?

Башня Zytglogge, Берн, Швейцария.
Изображение: Даниэль Швен / Wikimedia Commons)

Дилемма Эйнштейна
На Эйнштейна сильно повлияли работы двух великих физиков. Во-первых, были законы движения, обнаруженные его кумиром, Ньютоном, а во-вторых, были законы электромагнетизма, установленные Максвелом. Однако две теории были противоречивыми. Максвелл постулировал, что скорость электромагнитной волны, такой как свет, фиксирована — невероятные 300 000 километров в секунду. Он утверждал, что это был фундаментальный закон Вселенной.

В то время как закон Ньютона подразумевал, что скорости всегда относительны. Скорость движения машины со скоростью 40 километров в час составляет 40 километров в час относительно стационарного наблюдателя, но только 20 километров в час относительно автомобиля, движущегося рядом с ним со скоростью 20 км/ч. Или, 60 км / ч, если тот же автомобиль ехал в противоположном направлении. Эта концепция относительной скорости несовместима с очевидным фундаментальным фактом Максвелла при применении к скорости света. Это представляло для Эйнштейна тяжелую дилемму.

Противоречие заставило Эйнштейна сделать ошеломляющее, но в то же время одно из самых новаторских утверждений в истории физики - коллокацию утверждений, что, конечно же, не удивительно. Чтобы понять противоречие и, следовательно, почему время замедляется, рассмотрим еще один гениальный мысленный эксперимент, один из лучших у Эйнштейна. Он представил себе человека на платформе станции, по обе стороны от которого ударяют две молнии. Человек, стоя прямо посередине этих двух точек, наблюдает за полученными лучами света с обеих сторон одновременно.

Тем не менее, все становится странным, когда в то же время другой человек в поезде просматривает эту сцену, когда он проезжает мимо нее со скоростью света. Согласно законам движения, свет от молнии ближе к поезду достигнет человека раньше, чем свет от молнии дальше от поезда.

Измерение скорости света, производимого обоими людьми, будет отличаться по величине. Но как это возможно, если вспомнить, что скорость света, по мнению Максвелла, должна быть постоянной, независимо от движения наблюдателя — так называемый «фундаментальный» закон Вселенной?

Чтобы компенсировать это расхождение, Эйнштейн предположил, что само время замедляется, так что скорость света оставалась постоянной! Время для человека в поезде проходило медленнее относительно времени для человека на платформе. Эйнштейн назвал это расширением времени.

Гравитационное время
Эйнштейн назвал свою теорию специальной теорией относительности. Это было что-то особенное, потому что оно касалось постоянных скоростей. Чтобы примирить ее с реальным миром, где объекты все время ускорялись и замедлялись, ему нужно было исследовать последствия своей теории, когда речь шла об ускорении. Эта попытка обобщить и объяснить все явления привела его к открытию взаимосвязи между временем и гравитацией; он назвал эту новопринятую теорию гравитации «Общая теория относительности».

Ньютон считал, что поток времени был как стрела; он двигался непоколебимо только в одном направлении — вперед. Эйнштейн в том трамвае предположил, что время изменяется обратно пропорционально скорости. Фактически, Эйнштейн утверждал, что время дополняло пространство, в гибкой четырехмерной модели, на которой разворачивались события Космоса.

Он назвал эту модель пространством-временем (пространственно-временной континуум). Когда Эйнштейн опубликовал свою работу, он получил реакцию, которую можно было бы ожидать, когда будет опубликована такая феноменальная работа — недоверие.

Согласно общей теории относительности, материя растягивает и сжимает ткань пространства-времени, так что объекты таинственным образом не тянутся к центру Земли, а скорее отталкиваются вниз деформированным пространством над ними. Имитируя наклон, кривизна пространства-времени ускоряет объекты, которые движутся вниз, хотя скорость этого ускорения не одинакова во всех точках. Сила тяжести сильнее по отношению к поверхности Земли, где кривизна более интенсивна, чем на ее окраинах.


Хотя это и не совсем корректно, аналогия батута — самый простой способ объяснить деформирование пространства-времени из-за присутствия большой массы.

Если сила тяжести возрастает по мере продвижения вниз, то свободный объект падает быстрее в точке на поверхности, скажем, точке B, чем на большей высоте, скажем, точке А. Для объекта в свободном падении, согласно специальной теории относительности, время в B должно проходить относительно медленнее, чем оно будет проходить в A, потому что скорость объекта быстрее в точке B.

Что такое время?
Какое время тогда является правильным? Ну, ни одно из них. Эйнштейн выяснил, что нет абсолютного времени. Время является относительным в зависимости от системы сил, которым подчиняется, формально известной как система отсчета. Время, идущее в вашем собственной системе, известно как правильное время.

Если законы движения должны быть одинаковыми для всех наблюдателей, независимо от их движения, то время должно замедляться, так что чем быстрее вы двигаетесь, тем медленнее ваши часы работают относительно других часов. Это то, что Энн Хэтэуэй упоминала в фильме «Интерстеллар», когда она сказала Мэтью Макконахи, после посадки на далекую планету возле черной дыры: «Один час на этой планете равен семи годам на Земле.”

Еще раз обратимся к мысли Эйнштейна в трамвае. Является ли появление более медленных часов ограничением нашего примитивного сознания, или время действительно замедляется? И что означает замедление времени? Капризность времени заставляет нас спросить – а что такое само время? Это не простой вопрос — понятие времени озадачивало философов и физиков с древности.

Основной функцией времени является хронологическое отслеживание событий. Однако не считая последних 400 лет люди определяли время, исходя из предположения, что вокруг нас движутся Солнце и звезды, а не Земля вращается вокруг Солнца. Несмотря на неверное основание для своего вывода, «время» все равно работало хорошо. Это происходило так, потому что дни и времена года повторялись предсказуемо, а когда у вас есть что-то, что повторяется предсказуемо, у вас есть механизм хронометража.

Галилей использовал рекурсивный характер такого механизма для вычисления движения. Описание движения было бы невозможно без какой-либо ссылки на время. Однако это время никогда не было абсолютным. Даже когда Ньютон формулировал законы движения, он использовал понятие времени, в котором двое часов не идут с абсолютным, независимым временем, а, скорее, они зависимы друг с другом. Синхронизация — причина, по которой мы построили очень сложные и точные атомные часы.

Такое понятие времени строится на одновременности или критическом совпадении двух событий, таких как прибытие поезда и уникальное выравнивание стрелок часов, когда поезд прибывает на станцию. Теория Эйнштейна утверждает, что эти совпадения должны зависеть от того, как человек движется. Если два наблюдателя на платформе и в поезде не могут договориться о том, что происходит одновременно, они не могут договориться о том, как течет само время!

Для понимания влияния движения рассмотрим простейший механизм хронометража. Представьте себе хронометражный аппарат, состоящий из фотона, который отражается взад и вперед между двумя удаленными зеркалами. Давайте согласимся, что одна секунда проходит каждый раз, когда фотон отражается. Теперь повесьте двое таких часов в точках A и B выше и на поверхности Земли (обсуждалось в предыдущем разделе ), и пусть они измеряют время, когда свободно падающий объект пролетает мимо них. Свободно падающий объект измеряет время, проходящее в его собственной системе отсчета с аналогичными часами. Что они измеряют?

Наблюдение отражения фотона между двумя движущимися зеркалами аналогично наблюдению теннисного мяча, прыгающего в движущемся поезде. Несмотря на то, что мяч прыгает перпендикулярно для кого-то в поезде, для неподвижного наблюдателя вне его, мяч отскакивает триангулярно (в треугольниках).

Когда устройство движется вперед, фотон после начала движения, подобно шару, перемещается на большее расстояние после его отражения. Поэтому наше измерение времени исказилось! Более того, чем быстрее движется аппарат, тем дольше фотон отражается, тем самым растягивая длительность секунды! Вот почему течение времени в точке B оказывается медленнее, чем в точке A (вспомните, как из-за силы тяжести объект падает быстрее в точке B, чем в точке A). Эта графика показывает треугольное движение фотона и, следовательно, задержку времени.

Конечно, разница бесконечно мала. Разница между временем, измеренным часами на вершинах гор и на поверхности Земли, составляет наносекунды. Тем не менее, открытие Эйнштейна — не что иное, как великое событие. Гравитация действительно препятствует потоку времени, что означает, что чем более массивный объект, тем медленнее течет время в его окрестностях.

Замедление времени влияет на каждый процесс, независимо от того, зависит ли оно от простейшего электромагнитного явления или сложной комбинации электромагнетизма и законов движения Ньютона. Общность универсальности относительности обеспечивает это. На самом деле даже биологические процессы, а следовательно, и время, изменяется. Да … и наша голова немного старше наших ног!

Недавно я переехал в новую квартиру. Так получилось, что она находится на 24-м этаже. По понятным причинам каждый день приходится ездить на лифте. Правда, один раз я всё-таки попробовал подняться по лестнице и даже засёк время - пришлось потратить пять минут. Не знаю, зачем я это написал.

Вернусь к лифту. Спустя несколько дней я стал замечать, что время в лифте, когда ты едешь один и когда с незнакомыми людьми, ощущается по-разному. Я понял, что это связано с неловким молчанием и желанием побыстрее выбраться из замкнутого помещения, которое вы делите с незнакомцем. Но мне стало любопытно:

В нашей жизни хватает ситуаций, когда время течёт то быстрее, то медленнее. Почему так происходит?

Естественно, когда мы стоим в очереди, в лифте или просто занимаемся чем-то неинтересным, время не замедляется. Равно как и интересные моменты не проходят быстрее. Но что-то меняется, ведь не зря кажется, что время действительно течёт по-другому.

Меняется наше восприятие времени. К примеру, люди, которые когда-либо находились в экстренных ситуациях, вспоминали, что всё словно замедляется и включается режим slow motion (замедленной съёмки). Это когнитивная ошибка, помогающая нам быстрее реагировать на события.

Причём время замедляется таким же образом не только в ситуациях, когда мы на грани жизни и смерти, но и когда испытываем сильные эмоции страха или отвращения. Клаудия Хаммонд, автор книги Time Warped , вспоминает эксперимент, в котором подопытным, страдающим арахнофобией, показывали пауков в течение 45 секунд, а затем просили ответить, сколько прошло времени. Подавляющее большинство называло цифры на порядок больше, чем 45 секунд.

Иногда время течёт быстрее. И не всегда это хорошо. К примеру, многие люди в зрелом возрасте говорят о том, что время движется быстрее, чем в детстве. Это легко объясняется теорией пропорциональности:

Время течёт быстрее, когда вам 40 лет, потому что оно составляет всего одну сороковую (1/40) от всего прожитого времени. В то время как у восьмилетнего ребёнка оно составляет одну восьмую (1/8).

Однако теория пропорциональности не выдерживает никакой критики. По версии Хаммонд, мы не можем оценивать день или неделю как отдельную единицу времени. В таком случае для сорокалетнего человека сутки превратились бы во вспышку, так как они равняются всего 1/14 000 его жизни.

Один день в 40 лет может быть настолько же скучным или весёлым, как и в восемь. Теория пропорциональности игнорирует такие факторы, как эмоции и рассеянность внимания человека.

Поэтому Клаудии Хаммонд пришлось искать другую теорию, объясняющую, почему с возрастом время идёт быстрее. Ответ также нашёлся в когнитивных искажениях и называется «эффект телескопа». Гипотезу, связывающую отчётливость воспоминаний и оценку того, когда они произошли, впервые высказал психолог Норман Брэдберн :

Чем меньше мы помним о произошедшем в прошлом событии, тем больше считаем, что оно произошло раньше, чем на самом деле.

Однако у Хаммонд получилось объяснить и ещё один очень интересный парадокс, связанный с путешествиями. Почему во время отдыха нам кажется, что время пролетает незаметно, но, оглядываясь, мы понимаем, что это не так?

Повседневная жизнь - это перечень привычных событий, которые текут в обычном ритме. Отдыхая же, мы получаем большой поток новых ощущений, из-за чего нам кажется, что время течёт быстрее.

Парадокс замедления и ускорения времени в нашем сознании - это очень интересное явление. Мы не умеем его контролировать и вряд ли научимся в будущем. Это ещё один необычный механизм выживания, который не всегда работает так, как нужно, но без которого мы бы не были людьми в привычном понимании.

Наше привычное прямолинейное мышление очень хорошо выражается в типовых вопросах: «Можно ли изменить прошлое?», «Можно ли предугадать будущее?»

Те публикации, которые научно объясняют все это, не убеждают читателя, потому что он просто не в состоянии перестроить свое мышление, приученное к конечным категориям. Как, например, объяснить или представить, что такое бесконечность, 12-мерное пространство или «времени не существует»?


НИКТО НЕ ЗНАЕТ

В нашу эпоху все процессы, не поддающиеся объяснению, модно относить к энергетическим проявлениям или разновидностям энергий. В частности, к энергетическим проявлениям некоторые авторы относят и такой феномен, как время. Однако подобные утверждения часто являются подменой одного непонятного другим непонятным. Как правило, этого нельзя доказать или проверить с помощью третьего - понятного.

Наверняка для большинства читателей будет откровением мое заявление о том, что пока не существует единого представления и определения таких понятий, как «время», «энергия», «информация». Что обычно вкладывают в понятие «время»? Хронометраж, процессы распада и старения, «переживание времени»... И - полное отсутствие единства в определении.

Чтобы попытаться разобраться с феноменом времени, давайте заглянем в лицо фактам.

ЗЕРКАЛА ВРЕМЕНИ

На планете во многих местах отмечены явления, связанные с теми или иными трансформациями времени. Можно представить себе, что в этих пространствах время течет по-своему. (Некоторые исследователи предполагают, что такие места могут быть особыми шлюзами для перехода в иные пространственные измерения, или иные миры).
Существуют даже предположения, что смерть человека является именно формой перехода в пространства иных измерений, где наше материальное тело существовать не может.

На нашей планете есть зоны, где, как известно, законы физики перестают работать. Легенды говорят, что, войдя в-зоны временных аномалий, можно пробыть там достаточно долго, но, вернувшись, узнать, что прошло всего несколько «земных» секунд. Или, наоборот, пробыв там несколько минут, вернуться назад, обнаружив, что прошли годы.

Подобное отмечают, например, в Тибете, где существуют горы и скалы плоской или вогнутой формы, напоминающей отражатели. Их издревле называли «зеркалами времени». Считается, что «каменные зеркала» Тибета могут сжимать время. По ряду свидетельств, человек, попадая в пространства зеркал, видит необыкновенные вещи: себя в детском возрасте, НЛО или другие миры. После выхода из зоны зеркал начинается стремительное старение организма. Часто упоминают трагедию четырех альпинистов, которые попали под воздействие таких «зеркал». Возвратившись домой из путешествия, все четверо за год превратились в стариков и вскоре умерли.

Были попытки моделирования подобных явлений в лабораторных условиях. Успешными признаны исследования российских специалистов под руководством академика Казначеева, однако эти работы вскоре были засекречены.
В печати время от времени всплывает тема так называемых зеркал Козырева. Российский ученый Николай Козырев разработал особые системы зеркал различной формы, внутри которых якобы меняется ход времени. Объяснение этого феномена основано на предположении, что время - это энергия, которая способна сжиматься или растягиваться. По этой версии, внутри пространства зеркал Козырева все процессы могут идти во много крат быстрее.

Подобные явления принято объяснять относительностью времени по Эйнштейну, и на этом успокаиваются, не вдаваясь в детали. Но именно в деталях кроются основные загадки. Как, впрочем, и разгадки.

РЯДОМ С НАМИ ЕСТЬ МЕСТА, ГДЕ ВРЕМЯ ТЕЧЕТ ИНАЧЕ

Когда-то в журнале «Парапсихология и психофизика» я встретил рассказ о случае, с которым столкнулся некий пытливый инженер. Как-то раз он опаздывал на электричку, и за оставшееся время просто физически невозможно было преодолеть расстояние до станции. Идя на станцию и в глубине души надеясь, что электричка опоздает, он максимально ускорил шаги. И... успел. Но каково же было его удивление, когда выяснилось, что электричка не опаздывала, и часы его не обманывали. Мелькнула смутная догадка о том, что причина таится в каком-то пространственно-временном сюрпризе.

В течение нескольких последующих дней, вооружившись секундомером и рулеткой, он провел соответствующие измерения и расчеты, которые привели к предположению о том, что на пути к станции имело место явление, не объяснимое с позиции законов физики - сжатие расстояния. Причину наш герой увидел только в одном - вдоль пути на станцию лежали штабели длинных труб большого диаметра, которые могли как-то влиять на ситуацию. Это и стало ключом к разгадке аналогичных случаев. Впоследствии выяснилось, что и в других местах, где находится большое количество длинных труб, происходит некая деформация, меняющая процесс течения времени.

ОСНОВНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ

Все вышеприведенные рассуждения о времени будут казаться полной ерундой, если не избавиться от некоторых устоявшихся человеческих заблуждений.

Реальность. Считается, что это то, что мы видим, слышим, чувствуем, осязаем. Но между окружающим миром и человеческим восприятием стоит барьер - органы чувств: зрение, слух, осязание и т. д. Что находится за барьером органов чувств, человек не увидит никогда. Вспоминается полотно П. Брейгеля, где гуськом, держась друг за друга, по краю обрыва идут несколько слепых нищих. Весь мир для них сконцентрирован на впереди идущем слепце, потому что он уверяет всех, что немного видит. Но врет. Просто потому, что первому больше подают.

Пространство - это абсолютно все, что мы видим, слышим, воспринимаем и т. д. Но это представление легко опровергнуть, усомнившись в «исправности» наших органов восприятия. По ряду сведений, человек воспринимает пространство в виде определенного набора частот вибраций, преобразуемых органами чувств. Если изменить частоты восприятия, человеку откроются другие пространства и миры. Он увидит иную реальность.

Время - это понятие, которое мы считаем в земных условиях практически абсолютным и к которому привязываемся во всех наших представлениях. Мнение А. Эйнштейна об относительности времени мы учитываем только в рассуждениях о межпланетных сообщениях и околосветовых скоростях. Однако еще у древних арабов родился афоризм: человек боится времени, а время боится пирамид. Возможно, этой фразой они хотели сообщить нам о том, что время не абсолютно.

Или они уже тогда знали, что времени не существует?

Ведь если на минуту представить, что человек перестал стареть, стал перемещаться в пространстве со скоростью намерения, общаться телепатически и т. п. - все встанет на свои места, и время исчезнет.

Итак, есть некая иллюзия, существующая только благодаря тому, что идут процессы старения, распада, окисления, т. е. - деградации. Из-за них-то люди и придумали весь этот фокус под названием время. Эта иллюзия заставила человечество обставить свою жизнь всевозможными законами и закономерностями, основанными на абсолюте времени. Люди вооружились хронометрами, чтобы контролировать время, но на самом деле они контролировали лишь себя. Человечество стало рабом времени - рабом собственной выдумки.

НЕОЖИДАННЫЕ ГИПОТЕЗЫ

Согласно библейским источникам, продолжительность жизни библейских персонажей измерялась сотнями лет. Адам жил 930 лет, Сим - 600 лет (100 лет - до потопа и 500 - после), Ной прожил 950 лет, из них 350 после потопа. Эти сроки с позиции современной науки объяснить достаточно сложно. Однако в недавние годы в печати кто-то активно продвигал версию, согласно которой в библейские времена Земля якобы вращалась гораздо быстрее, и годы сменялись чаще, поэтому продолжительность жизни человеческой была именно такой.

Авторская гипотеза 1. Если бы планета Земля вращалась в несколько раз быстрее, вряд ли тепловой режим планеты был таким, каким он выглядит в Библии. Климат был бы неблагоприятным для людей, и жизнь имела бы формы, отличные от существующих.

Авторская гипотеза 2. В древние времена в обиходе отсутствовали часы, и люди ориентировались в основном по Солнцу. А значит, их восприятие времени было в большой степени индивидуальным. От восхода до заката их время могло протекать неравномерно. Исходя из гипотезы, что человек способен влиять на время, он мог в течение дня неосознанно управлять им для собственной выгоды. Например, растягивать время в периоды наивысшей эффективности труда или укрепляющего отдыха, сокращать - в период изнурительных путешествий, болезни или невзгод. Не исключено, что полученные выигрыши во времени накапливались в таком количестве, что продолжительность жизни в конце концов достигла столь необыкновенных величин.

Авторская гипотеза 3 . Характерно, что большинство известных долгожителей планеты проживали практически в условиях отсутствия хронометров. Даже солнечные часы использовались не везде. Это
давало возможность субъективно влиять на течение времени, делая его нелинейным.

Авторская гипотеза 4. Существование хронометрических устройств позволяет фиксировать значения времени и как бы подчиняет человека этой равномерной (линейной) сетке времени. Если начать пользоваться иной шкалой - неравномерной (нелинейной), - жизнь пойдет по иным законам. Весьма вероятно, что ее продолжительность увеличится. Упомянутые линейная и нелинейная сетки времени напоминают два вида бумаги-миллиметровки - простую с равномерными клеточками и логарифмическую - с неравномерными. График, начерченный на простой миллиметровке как прямая линия, на логарифмической миллиметровке будет выглядеть как кривая линия, отражая нелинейную зависимость.

НЕТ ЧАСОВ-НЕТ ВРЕМЕНИ

Известный мне Владимир А., будучи деловым человеком, всегда испытывал необходимость быть пунктуальным и не опаздывать на совещания и переговоры. Постепенно он пришел к выводу, что постоянное чувство зависимости от транспорта и нервотрепка от опозданий делают пунктуальность угрозой для его здоровья. И тогда в голову пришло неожиданное решение: а что, если рискнуть и вообще не следить за временем в деловых поездках? Он перестал пользоваться наручными часами, смотреть на часы в общественных местах и интересоваться временем на работе. Результат превзошел ожидания.

Он перестал опаздывать. Время и обстоятельства стали как будто подстраиваться под него, демонстрируя необыкновенную гибкость. В результате он наконец почувствовал себя хозяином своего времени и своего положения. Резко изменилось мироощущение и настроение, наладился сон, укрепилось здоровье.

В современных условиях существует возможность субъективного управления временем. Для этого нужно немного - не смотреть на часы. Вначале мы заметим, как статистически уменьшится количество опозданий, затем будут отмечаться физиологические перемены, связанные с эффектом управляемости времени и выражающиеся в замедлении старения организма.

Массовые результаты могут быть неожиданными и повлечь глобальные последствия. Возможно, признав нелинейность времени, люди научатся продлевать свою жизнь. Есть основания предполагать, что человеческий организм именно этого и требует.

Гипотетически проблема увеличения продолжительности жизни может быть решена следующими путями:

Переход на нелинейные шкалы времени, подстроенные под потребности организма;
Переход на локальные временные зоны, где время течет иначе, но благоприятно для людей;
Отказ от хронометрирования во всех случаях, где это возможно.
Конечно же, для современной индустриальной цивилизации подобное - нереально. Однако в частных случаях, например, в клинических условиях, для лечения некоторых заболеваний, подобные методы могли бы найти применение.
Современная наука имеет опыт биологических исследований процессов в замкнутых пространствах. Проводятся эксперименты для подготовки людей к межпланетным полетам, включающие длительное пребывание в помещениях с автономной системой жизнеобеспечения. Подобные исследования можно было бы проводить с учетом использования нелинейных свойств времени. Краткосрочное извлечение человека из временного формата, возможно, откроет новые возможности для медицины.

Сегодня наши знания стремительно расширяются. Исследование нелинейных свойств времени может удивить новыми открытиями уже в ближайшем будущем.

Владимир ЖЕБИТ, кандидат психологических наук

Иногда оно летит. В других ситуациях оно тянется невыносимо медленно и, к огорчению многих, ускоряется с возрастом. Время - самый ценный из невозобновляемых ресурсов, обладает способностью ускользать.

Почему же мы воспринимаем течение времени неодинаково ?

1. На наши оценки времени существенно влияют психологические факторы, включая эмоции. В одном эксперименте исследователи попросили участников пройтись по комнате и поговорить с другими, прежде, чем сообщить ученым, с кем бы они приняли участие в следующем задании. Затем каждого участника попросили выйти за дверь и им сообщали один из двух вариантов: «Я прошу прощения, но никто не хочет быть вашим партнером, вы не могли бы участвовать в задании сами?» или «Все выбрали вас и теперь ради справедливости, вам придется работать одному». После этого участников попросили оценить, сколько времени они затратили на задания.

Если участники думали, что их одиночество было вызвано популярностью, то время для них проходило очень быстро. А те, кто чувствовал себя отвергнутым, считали, что время тянется очень долго.

2. Внимание и память также имеют сильное воздействие на восприятие времени. Например, новый опыт, требующий большей умственной обработки, кажется, длится дольше, чем известные ситуации. Вот почему дорога в новое место кажется дольше, чем дорога назад.

3. Мы всегда оцениваем как текущее время, так и прошлое. Время искажается, когда возникает несоответствие. Например, время может тянуться дольше во время гриппа, в частности потому что лихорадка искажает восприятие, и кажется, что минуты растягиваются в часы.

Но время, когда вы были больны, кажется удивительно быстрым, если вы воспринимаете его в прошлом. Все дело в том, что монотонность кодируется в мозге, как один опыт. Но то же количество времени, проведенное, например, в походе, останется множеством воспоминаний.

4. Возраст также влияет на восприятие прошлого. Тут срабатывает эффект пропорциональности. Год - это пятая часть вашей жизни, когда вам 5 лет и кажется, что это много времени. В 50 лет, год представляет собой гораздо меньшую пропорцию (одну пятидесятую) и занимает соответствующее количество времени.

5. Но эффект пропорциональности виновен лишь частично. По мере того, как человек становится старше и набирает опыт, все меньше видов деятельности являются для него новыми. Так как они становятся более легкими и менее примечательными, время в прошлом кажется ускоренным.

В этом случае полезно искать новые виды деятельности, особенно на выходных, когда кажется, что время летит особенно быстро.

6. В умах большинства людей будущее - это просторное место, где полно времени и мы им свободно управляем. Попросите занятого человека выделить вам сегодня 10 минут, и у него не будет времени. Но если вы попросите у него часок как-нибудь через год, он с радостью пообещает с вами встретиться.

7. Специалисты предупреждают, что стоит быть осторожным с формулировкой, когда вы планируете какие-то события в будущем. Например, если вы сообщите, что заседание в среду передвинете вперед на два дня, люди могут воспринять это в обоих направлениях, как с начала, так и с конца рабочей недели.

Это происходит потому что люди по-разному представляют себе время. Некоторые думают о времени как о чем то, что движется к ним, другие же представляют себя движущимися во времени. Первый тип людей будет считать, что заседание перенесено на понедельник, а последний тип подумает, что заседание перенесено на пятницу.

Как узнать кое-что личное о собеседнике по его внешнему виду

Секреты «сов», о которых не знают «жаворонки»

Как работает «мозгопочта» - передача сообщений от мозга к мозгу через интернет

Зачем нужна скука?

«Человек-магнит»: Как стать харизматичнее и притягивать к себе людей

25 цитат, которые разбудят вашего внутреннего борца

Как развить уверенность в себе

Можно ли «очистить организм от токсинов»?

5 причин, по которым люди всегда будут винить в преступлении жертву, а не преступника