В гармонии с собой. Что такое эгоцентризм и что делать эгоцентрику Что такое эгоцентризм

Бывает, что в жизни все идет «как надо», но круг общения постепенно сужается до нуля. Чувствуешь себя обаятельным интеллектуалом, а давние приятели не зовут на общие вечеринки, не поздравляют с праздниками, скрывают планы на отпуск. Причин этому может быть несколько. Одна из наименее приятных, но наиболее очевидных – собственный эгоцентризм. Как эго-зависимость разрушает дружбу, карьеру, отношения? Почему так тяжело осознается? По каким симптомам можно поставить себе диагноз «эгоцентризм»?

Отвечаем на вопросы, а также рассказываем, как видят мир эгоцентрики и эгоисты, что делать, если собственная эгоцентричность отравляет жизнь и с какими неприятными открытиями придется столкнуться на пути к исправлению.

Что такое эгоцентризм

Эгоцентризм - это жизненная философия человека, сосредоточенного на своих чувствах, желаниях, интересах, целях при полном неуважении к чужим границам и неспособности поставить себя на место другого. Само слово Эго-Центризм (от латинского «Ego» – «Я-и-Центр») раскрывает суть понятия. Это сильная фиксация на своих переживаниях, которая увеличивает разрыв с реальностью. Это особое мировосприятие человека, подпитанное иллюзией о том, что весь мир крутится вокруг него и в центре этого мира неизменно оказывается его «Я».

Термин «эгоцентризм» ввел в психологию швейцарский философ Жан Пиаже . Позже его теорию пересмотрел и дополнил советский психолог Лев Выготский . Но о «первичной самовлюбленности» ребенка писал еще Зигмунд Фрейд . По Фрейду человек рождается , но по мере взросления его «центр внимания» как бы перемещается на окружающих. Правда, еще до возникновения понятий с приставкой «эго» в русском языке было иронично-порицательное выражение «пуп земли». Так называли человека, который ведет себя слишком заносчиво и высокомерно по отношению к окружающим.

Эгоцентризм взрослого – это не сознательный выбор, а выученная жизненная позиция, которая сформировалась воспитанием. Маленький ребенок осознает себя центром Вселенной, где все люди, предметы и явления подчиняются его желаниям. Это происходит неосознанно, считается нормой и необходимым условием познавательной активности для детей в возрасте до 7-10 лет. Как правило, к 12-14 годам подросток начинает тестировать реальность и постепенно осознает, что не является центром всего. Детский эгоцентризм может трансформироваться в другие личностные свойства. При правильном воспитании – в уважение к другим, сопереживание, культуру поведения. При неправильном – в эгоизм.

Но бывает и третий вариант , когда человек будто застревает в подростковом состоянии протеста, пытается доказать всему миру свою правоту. Такие надолго остаются эгоцентриками, желающими изменить все вокруг по своему формату.

Эго: эгоцентризм, эгоизм – в чем сходство и различия

Разные подходы к природе эгоцентризма приводят к путанице понятий. Эгоцентризм не просто путают с эгоизмом, но принимают одно за другое. В действительности это разные вещи.

Эгоцентрик просто не в состоянии сам помнить о чувствах и желаниях других людей, сочувствовать, сопереживать, видеть ситуацию со стороны. Слишком большая концентрация энергии на самом себе не дает расширить , впустить в него кого-то еще. Например, эгоцентрист будет объяснять материал, не заботясь о доступной форме объяснения. Ему это понятно, значит, это понятно другим. Если не понятно, значит, они в принципе не способны в чем-то разобраться. Но если напомнить ему о том, что у окружающих иной уровень образования, попросить уступить, эгоцентрист сделает это без видимого раздражения.

Эгоцентрист говорит : «Я – центр своего личного Космоса, который настолько самодостаточен и развит, что больше никого не требуется. Окружающие со своими затруднениями и интересами ничего не значат для меня».

Эгоист же прекрасно осознает цели и ценности других людей, но при этом ставит свои интересы превыше всего. При этом он может быть обаятельным, общительным человеком, правда, до тех пор, пока речь не пойдет о заботе о других людях. Его незамутненное моральными переживаниями ЭГО сразу даст понять – этот человек не поможет, не поддержит, не поделится. Ведь выполняет свою главную миссию – заботиться о самом себе. И пусть весь мир подождет.

Эгоист говорит : «Я – центр всей Вселенной и все обязаны ее только обслуживать. Они должны отдавать мне самое лучшее, слушать о моих подвигах или проблемах, пренебрегать своими интересами и чувствами».

Эгоцентрист считает мир частью своего «Я». Эгоист использует мир и людей только для достижения своих целей. Эгоцентристу не нужны собеседники, ему комфортно с самим собой. Эгоист не может долго оставаться в одиночестве: ему необходимы опека и внимание окружающих. Эгоцентрист так живет. Эгоист виртуозно манипулирует.

С учетом всех уточнений эгоцентризм и эгоизм с точки зрения социума – два противоположных понятия. В религии это два порока, порожденных одним грехом – . Но с точки зрения личности эгоцентризм намного более разрушительный.

Почему эгоцентризм настолько опасен

У офтальмологов есть термин «туннельное зрение» – когда человек воспринимает только то, что попадает в центр сетчатки глаза, а предметы вне центра не замечает. Такая патология зрения вызывает трудности с ориентацией в пространстве. Термин одолжили психологи, чтобы обозначить эгоцентричную, болезненную сконцентрированность человека на своем «Я», неспособность увидеть чужую точку зрения. Все верно, если наблюдать за эгоцентристом со стороны.

Изнутри все выглядит немного иначе . Эгоцентризм по своему воздействию на похож на зависимость (от алкоголя, игр, еды) и часто с ней соседствует. Это состояние засасывает настолько, что головой понимаешь «все плохо», но сделать ничего не можешь. Замечаешь, что теряешь друзей, но сойти с привычных рельс не получается. Это печально, ведь эго-зависимость:

  • Разрушает отношения. Концентрация на себе, любимом, неспособность уступить, понять, посочувствовать сводят вероятность крепких отношений к нулю.
  • Мешает карьере . Надежного во всех отношениях работника, с которым некомфортно общаться, редко продвигают по карьерной лестнице. В лучшем случае – назначают на должность, от которой все отказались.
  • Приглушает все хорошее . Установка «я самый умный» в комплекте с гипертрофированной мнительностью вынуждает все время «держать лицо», искать одобрения. В постоянном желании «казаться, а не быть» доброта, человечность, сочувствие куда-то деваются. Зато неприятные (и, к сожалению, отталкивающие) качества только усиливаются.

Рано или поздно личная эгоцентричность осознается. Конечно, лучше, когда раньше. Если проблемы в общении начинают волновать, можно провести тестирование на эгоцентризм.

Как распознать в себе эгоцентрика

Как правило, эгоцентриков считают токсичными людьми и стараются избегать на работе или в личном общении. В один момент избегающих становится больше, чем желающих пообщаться. Чувство собственной исключительности и правоты сменяется недоумением. А следствием эгоцентризма становится одиночество.

Если вы чувствуете себя человеком, непопулярным в своем кругу общения, возможно, дело именно в эгоцентризме. Рассказываем, в каких случаях можно поставить себе диагноз «эгоцентризм». Итак, настоящий «махровый эгоцентрист»:

Не умеет проигрывать.

Вечных победителей попросту не существует. На практике даже самые умные и сообразительные совершают ошибки, оказываются неправыми. Но с эгоцентриком это утверждение не действует. Ведь человек, который считает любое свое действие единственно верным, не ошибается. И подтверждает свое убеждение жесткими аргументами. Во-первых, доказывает свою правоту до хрипоты, до «последнего слова». Во-вторых подтверждает свое превосходство, не считаясь с чувствами оппонента.

Не понимает мотивов других людей.

Поступки окружающих неприятно удивляют: сотрудники прекращают разговоры в его присутствии, приятели ограничиваются общими фразами. Дело в том, что эгоцентрист не анализирует причины, спровоцировавшие ситуацию. Поскольку он не привык учитывать чувства других, связь между его поведением и поступками других для него остается загадкой.

Слишком явно ожидает похвалы.

Быть совершенным во всем – благородное желание. Но некоторые хотят, чтобы все вокруг замечали их подвиги и хвалили, хвалили. Если же окружающие не спешат с похвалой, начинается «обратная реакция» – попытки унизить других, чтобы на их фоне казаться лучше.

Публично критикует людей.

Конечно, от сплетен не застрахован никто. Но одно дело пошептаться в курилке и совсем другое – обсуждать чужие проблемы публично. Эгоцентрист не признает такой «двойственности». Он может прилюдно сделать другому замечание о его внешности, дать совет о неудавшихся отношениях, раскритиковать работу. От этого число приятелей только уменьшается.

Фантазирует.

Погруженность в свой внутренний мир вызывает множество фантазий. Ограниченность общения только усиливает эту склонность. Фантазии и иллюзии становятся тем укрытием, где можно почувствовать себя кем угодно: успешным бизнесменом, смелым путешественником, благородным рыцарем. К сожалению, подобное поведение становится нормой, которая еще больше отдаляет от реальности.

Считает себя умнее окружающих.

Эгоцентрик искренне считает себя знатоком жизни и щедро раздает советы другим. Агрессию на попытки вмешаться в дела окружающих воспринимает как неблагодарность. Свою подает под «красивой оберткой» – называет сопротивление собеседника , неумением прислушиваться к мудрым советам, психологическим сопротивлением. Переубедить его в обратном невозможно. Ведь он всегда прав.

Демонстрирует «эгоцентрическую слепоту».

Это склонность игнорировать факты, которые противоречат личным убеждениям. Например, перемены в отношениях с приятелями, эгоцентрик объясняет чужими странностями, но никак не своими.

Отличается сверхчувствительностью.

Парадокс, но обратные стороны эгоцентричности – мнительность и чувствительность. Эгоцентрист чрезвычайно раним, хотя старается не показывать это окружающим. В идеале к возрасту 20-25 лет подростковые переживания остаются позади, а мнение окружающих перестает тревожить. Но эгоцентрик все еще остается в подростковом состоянии «первичной самовлюбленности», поэтому живет в постоянном сопротивлении и драме.

Изменить эгоцентрика насильно невозможно, ведь принимать чужую точку зрения он не умеет. Измениться можно только самому.

Что делать, если ты эгоцентрик

Если узнали себя хотя бы в трети описанных симптомов, – скорее всего склонность к рефлексии у вас есть. – полезная вещь, но ее одной недостаточно. Более того, можно погрузиться в самобичевание, но так и не начать меняться. Поэтому подходящим лозунгом для перемен будет небезызвестная фраза «Учиться, учиться и еще раз учиться». Учиться придется по разным направлениям: общаться, сопереживать, понимать чужую точку зрения, усмирять свое Эго. Хорошая новость в том, что одновременная работа по всем фронтам вполне осуществима.

Одного универсального метода исправить ситуацию не существует. Приведенный ниже чек-лист можно дополнить актуальными пунктами и вычеркнуть неактуальные. Что делать:

Наблюдать.

Для начала найти в своем окружении человека, который по непонятным (пока непонятным) причинам притягивает людей и понаблюдать. Обращать внимание на мелочи: как он обращается к собеседнику в начале разговора, какие слова использует для просьбы, а какие – для критики, как жестикулирует в споре и наклоняет голову при сочувствии.

Копировать.

Как говорится «Не умеешь нарисовать – скопируй». Наблюдая за людьми, с которыми комфортно общаться, буквально копировать их жесты, слова, целые предложения, мимику, реакции на окружающих.

Молчать.

Снизить градус сарказма.

Оценить высокоинтеллектуальную иронию способен не каждый. Зато обидеться, запомнить, а при удобном случае вспомнить это обидчику – вполне. Если уж хочется добавить юмора в жизнь, лучше использовать нейтральные шутки. А сарказм оставить для братьев по цеху – таких же убежденных эгоцентриков.

Читать классику.

Книги по саморазвитию – полезная вещь, но они не дают моральной базы, необходимой эгоцентрику. В классической литературе заложено столько человеческих отношений, что ее можно использовать как хрестоматию для своего перевоспитания.

Начать изучать психологию.

Каждая личность одинаково уникальна и предсказуема. Большинство сложившихся в жизни ситуаций, уже описаны в книгах по психологии. Если особой предрасположенности к теоретической психологии не ощущается, можно начать практический курс на приеме психотерапевта.

Следить за своей внешностью.

Речь не о гигиене (хотя она необычайно важна), а об украшениях, макияже, одежде. Можно поэкспериментировать с внешностью, убрать агрессивный макияж с лица, а странные или неаккуратные вещи оставить для поездок на дачу.

Следить за мимикой.

Можно ощущать себя общительной и дружелюбной личностью, но лицом транслировать обратное. Отработать наедине с собой, перед зеркалом «правильные» выражения лица сложно. Проще установить зеркало на рабочем столе и следить, как во время телефонного разговора начинает презрительно кривиться губа, а когда во время спора лицо становится злым и непривлекательным.

Помогать.

Не обязательно сразу же отправляться в приют для бездомных. Натренировать свою доброжелательность можно другими способами: помочь погрузить коляску в автобус, показать нужную улицу, заплатить за бабушку в магазине. И отмечать чужую благодарность – это важно.

Благодарить.

Говорить «спасибо» продавцам, парикмахерам, кондукторам, дворникам. Конечно, они делают свою работу. Но слова благодарности тоже не требуют сверх усилий.

Не ждать быстрых результатов.

Имидж эгоцентрика-неадеквата создавался годами. И наверняка есть немало людей, у которых о вас сложилось не самое приятное впечатление. Чтобы исправить его понадобятся месяцы или даже годы.

Практиковаться в искусстве комплиментов.

Если раньше была игра «найди-что-покритиковать», то теперь ее лучше заменить игрой «найди-за-что-похвалить». Это не значит, что нужно петь бесконечные дифирамбы всем подряд. Ненавязчивые , несколько приятных слов и простая улыбка при встрече открывают дверь к сердцу собеседника лучше вымученной похвалы.

Возможно, эти пункты покажутся по-детски наивными (особенно, с высоты своего Эго). Но, как и все простые вещи, они работают. Особенно, если не пренебрегать пунктом про психологию. Тогда теорию и практику можно будет совместить.

Правда, одновременно с успешной практикой придет болезненное озарение:

  1. Как только научишься ставить себя на место другого, начинаешь понимать: кого обидел, кого оттолкнул, кого оттеснил благодаря своему эгоцентризму. И как тяжело теперь все это исправить.
  2. Видишь недостатки родительского воспитания и начинаешь злиться: почему родители так упорно лелеяли детское Эго.

Главное, не концентрироваться на самокопании и самобичевании слишком долго, а идти дальше. Потому что все недосказанное, недолюбленное, невыплаканное в прошлом (это называется незавершенный гештальт), можно завершить на сеансе психотерапии.

Выводы :

  • Эгоцентризм – культ , поддерживаемый самой личностью.
  • Эгоцентризм и эгоизм – разные понятия. Правда, с одинаковым происхождением.
  • Осознать свой эгоцентризм больно. Но жить в одиночестве еще больнее.
  • Сближаясь с людьми в безопасном темпе, можно понемногу научиться сопереживать, понимать, принимать отличия.

В мире существует огромное множество людей, ставящих собственные интересы выше мнения окружающих. Подобное поведение именуется эгоизмом и считается вполне нормальным проявлением человеческой сущности. Психологи выделяют еще одно понятие, связанное с возвышением собственной персоны. Речь идет об эгоцентризме, который зачастую рассматривается как выражение крайней степени эгоизма. Но действительно ли данные термины настолько близки по своему смыслу? Попытаемся разобраться, чем отличается эгоизм от эгоцентризма.

Определения

Эгоизм

Эгоизм – себялюбие, предпочтение личных интересов общественным. Это поведение, полностью определяемое мыслями о собственной выгоде. Термин был введен французскими материалистами в XVIII веке. Они выступили с теорией «разумного эгоизма», утверждая, что основой любой добродетели выступает правильно распознанный личный интерес. Кант же расценивал данное качество как «радикально злое». Само слово происходит от латинского «эго», что означает «я». С началом эпохи Просвещения рассматриваемое понятие стало считаться своеобразным двигателем прогресса и знаком пробуждения человеческой активности. И действительно, если бы древние люди не заботились о своем комфорте, научились бы они шить одежды из шкур, делать посуду, разжигать огонь? В современном обществе данный термин оценивается с другой позиции. Под ним подразумевается поведение, нацеленное на извлечение пользы для себя в ущерб окружающим. Оно граничит с непорядочностью и оскорблением чужого достоинства.


Эгоцентризм

Эгоцентризм – восприятие собственной позиции как единственно существующей. Выступает особенностью мышления, присущей детям вплоть до достижения 8-12-летнего возраста. Порой может сохраняться у взрослых людей, постепенно прогрессируя с годами. Данное понятие было внедрено в психологию швейцарским философом Жаном Пиаже. Он провел ряд экспериментов, наглядно демонстрирующих детский эгоцентризм. Исходя из результатов, было отмечено, что ребенок попросту не может поставить себя на чье-то место, он сосредоточен лишь на своих ощущениях и переживаниях. Стоит отметить, что, вопреки распространенному мнению, эгоцентризм вовсе не является формой эгоизма. Но между тем он вполне способен послужить основой для зарождения конфликтов на почве неспособности индивида различать потребности окружающих.

Сравнение

Чтобы дифференцировать рассматриваемые явления, необходимо углубиться в их природу. Как говорилось выше, эгоизм представляет собой не что иное, как огромную любовь к собственной персоне и стремление действовать лишь в своих интересах. Человек знает о существовании других точек зрения по одному вопросу, но намеренно не принимает их в расчет. Эгоизм – это черта личности, которая начинает давать о себе знать в раннем детстве и сопровождает индивида на протяжении жизни. Несмотря на свою негативную окраску, данное явление выступает своеобразным двигателем прогресса. Оно заставляет человека действовать, придумывать, творить, изобретать, идти вперед для достижения собственной выгоды. Современные психологи считают здоровый эгоизм в сочетании с порядочностью и хорошим воспитанием весьма полезным качеством. Бытует мнение, что оно передается ребенку по наследству на генетическом уровне.

Главное отличие эгоизма от эгоцентризма состоит в том, что последний выступает не чертой личности, а особенностью мышления. Такой человек не просто не принимает в расчет чужое мнение, а банально не догадывается о его существовании. Он искренне считает свою точку зрения единственной и даже не помышляет о том, что может быть иначе. В представлении эгоцентрика мир крутится вокруг него и для него. Причем человек вовсе не стремится поставить себя на пьедестал, он действительно так ощущает. Индивид с подобным мышлением полностью погружен в себя и не чувствует других людей. Как уже говорилось выше, такое поведение характерно для детей вплоть до достижения 8-12-летнего возраста. У взрослых же оно встречается гораздо реже. Эгоцентризм не имеет положительного подтекста. Он заставляет человека замыкаться в своем мирке, препятствуя общению с окружающими. Типичные эгоцентристы являются интровертами с абстрактным мышлением. Их взгляд направлен исключительно внутрь себя.

Подведем итог, в чем разница между эгоизмом и эгоцентризмом.

Таблица

Эгоизм Эгоцентризм
Черта личности Особенность мышления
Проявляется в огромной любви к собственной персоне и стремлении действовать лишь в своих интересах Характеризуется ощущением себя центром Вселенной
Человек знает о существовании других точек зрения, но намеренно не принимает их в расчет Индивид считает свою точку зрения единственной и даже не помышляет о том, что может быть иначе
Данное качество сопровождает людей на протяжении всей жизни Характерен для детей, обычно пропадает к 8-12 годам
Его проявления встречаются у каждого человека вне зависимости от возраста Гораздо реже присутствует у взрослых людей
Считается весьма полезным качеством, побуждающим индивида к действию Не имеет положительного подтекста, заставляет человека замыкаться только на себе

Ответ от Пользователь удален [гуру]
Много раз мы читали и слышали о том, как опасен эгоизм. Часто эгоизм и его "младший брат" эгоцентризм связываются напрямую, и говорится, что на деле опасно и то, и другое. В своей статье "Что такое мистика" профессор Ливрага пишет: "Эгоизм и его экзотерическая (внешняя. - Прим. ред.) тень - эгоцентризм - всегда были камнями преткновения на пути физического, психического, умственного и духовного развития... "
Становится понятно, что вредны как эгоизм, так и эгоцентризм. Но мы хотели бы еще раз взглянуть на эту проблему и попытаться более глубоко разобраться, в чем же разница между тем и другим понятием.
Почему эгоцентризм является лишь экзотерической стороной эгоизма? Почему оказывается, что эгоизм имеет более глубокие корни и вызывает более страшные, роковые последствия, в то время как эгоцентризм всегда остается лишь его внешним, видимым проявлением?
Эгоцентризм - это ощущение себя центром мира и всех событий. Это потребность быть главным, всегда привлекать внимание окружающих. Если естественными называть поведение и поступки, исходящие из элементарных инстинктов и импульсов, заложенных в человеке, то в каком-то смысле можно сказать, что и эгоцентризм является естественным его состоянием. Однако это состояние, черты характера и поведение свойственны именно человеку, а среди животных встречаются весьма редко. Животное проживает свою жизнь с подлинной естественностью, оно защищает себя и своих детенышей от других животных и человека только тогда, когда чувствует, что от них исходит опасность.
Странно, но часто получается, что контакт с человеком "заражает" домашних животных "вирусом эгоцентризма", и мы видим, как в них начинает проявляться такая знакомая нам потребность привлечь к себе все взгляды, присвоить себе все ласки и исключительное внимание хозяина. Так вместе с эгоцентризмом рождается ревность.
С самых первых месяцев своей жизни ребенок требует к себе исключительного внимания родителей, особенно матери. У него уже есть свои способы и своя "тактика", позволяющие этого добиться и приводящие в умиление взрослых, которые с радостью и восторгом замечают, что такое крохотное существо уже в чем-то стало похоже на них.
Проходит время, дети и молодые люди по мере своего роста все острее начинают чувствовать потребность стать центром внимания в доме, среди друзей, в школе, в своем окружении. Эгоцентризм постепенно превращается в своеобразную форму самоутверждения. Позже он может вызвать чувства, которые ошибочно называют любовью, не замечая, что в их основе лежит дух собственничества. Желание чувствовать себя любимым в данном случае будет означать требование стать центром существования другого человека. Впоследствии из этого рождается анти-любовь - эгоизм. Быть эгоистом означает чувствовать себя не просто центром, а единственным центром мира. Хотя человек знает, что есть другие люди, он живет и ведет себя так, словно они не существуют, и не замечает ничего и никого, кроме самого себя. В данном случае буквально применима знаменитая притча о журавлях, которую рассказывает Платон в своих "Диалогах". После долгих рассуждений журавли, встречающиеся на тайном собрании, приходят к выводу, что существа, живущие в мире, разделяются на две большие части: журавли и "не-журавли". То же самое происходит с человеком-эгоистом. Для него мир состоит из двух очевидных и понятных частей: он сам, основной, главный и единственный в своем роде, и все остальные, "не-я", лишь смутно существующие в представлении эгоиста где-нибудь в его собственной тени.

Здесь уместно привести одно удивительное в своем роде наблюдение. – Эгоцентризм и нарциссизм могут быть и, так сказать, «вторичными» – сознательно культивируемыми людьми в себе. Так, «победное шествие нарциссизма» (название эссе А. Созоновой об этом явлении, см. http://hpsy.ru/public/x2262.htm) наблюдается ныне в широких постсоветских массах, в известной нелепой реакции этих масс на принудительный социалистический коллективизм: все теперь говорят о «себе любимых», реклама учит – «мир создан для тебя» и т.д. и т.п.
Более тонкое проявление культивируемого людьми в себе эгоцентризма – культурный феномен, известный под именем «эстетизма». Здесь все, что предстает человеку, «эстету» – он учится воспринимать лишь как эстетические явления, то есть, значит, только как собственные впечатления, без дальнейшей реконструкции собственного бытия воспринимаемого, – и таким образом даже самое ужасное (для других) или дурное (морально) может представать для него и просто занимательным и даже прекрасным. То есть, чтобы зрелище, скажем, чужой гибели могло быть употреблено эстетически, по-эстетски – надо отыскать в себе и культивировать первобытный солипсизм. Нарциссизм же входит, как выше замечено, к солипсизму «в комплект». Хочешь быть поэтом? – тогда «никому не сочувствуй, сам же себя возлюби…» и т.д. Ибо сочувствовать – ведь это и значит реконструировать объективность, пробивать эстетическую поверхность вещей, – тогда как поэт, с эстетской точки зрения, должен принципиально оставаться на этой поверхности; но «никому никогда не сочувствовать» – не получится без самовлюбленности. Замечу: здесь речь идет именно не о грубом и понятном эгоизме, а об (особого рода, но все-таки достаточно отталкивающем) эгоцентризме-нарциссизме.
Культивируется эгоцентризм, по моему мнению, и обычной религиозной установкой: тут верующий ощущает себя в таком отношении к миру, в котором его (мира) создатель занимается им персонально, имеет на него свои планы, доступен по его желанию, и даже, в результате известных сакральных действий, может скорректировать им самим заданный ход вещей в его, верующего, пользу…

(2) Эта формула - «делая добро другим, я делаю его для себя» - похожа и на формулу истинной нравственности, разумной человечности: но ведь и сам эгоцентрик в своём добре всё-таки похож на духовно развитого человека. - Параллели налицо: мы остаёмся справедливыми и с малосимпатичными нам людьми ради «внутреннего» нашего «Бога», то есть ради собственной совести, а значит, в конечном счёте, «для себя»; здесь, правда, в отличном от эгоцентрического смысле, именно - «ничего от этого для себя не жду, никаких выгод или наград, совесть сама составляет мой “интерес”»… - Ну что ж, дух человеческий возрастает от дикаря к разумному существу тысячелетиями , восходит от эгоцентрика к существу человечному, признающему и понимающему других, с трудом, и вместе с этим длительным восхождением духа «Бог» дикаря постепенно превращается в привычную метафору истины и добра. «Царство Божие внутри нас есть» (со мною, во мне, для меня): это - совесть. Совесть, которая была понятнее дикарю в виде всевидящего карающего Бога, а Бог разумного человека - только метафора всё понимающей в нём неподкупной совести.
Немного иначе обстоит дело с эгоистом. Если совесть в достойном развитом человеке есть то, что в нем самом для него главное, что позволяет ему себя уважать, его дорогое лучшее Я (почти как у эгоцентрика) - то для эгоиста его совесть - его враг: ведь она - то, что может ему помешать завладеть чем-то желаемым, когда ничто объективно ему не мешает…

Эгоизм и эгоцентризм

Много раз мы читали и слышали о том, как опасен эгоизм. Часто эгоизм и его «младший брат» эгоцентризм связываются напрямую, и говорится, что на деле опасно и то, и другое.

В своей статье «Что такое мистика» профессор Ливрага пишет: «Эгоизм и его экзотерическая (внешняя. — Прим. ред.) тень — эгоцентризм — всегда были камнями преткновения на пути физического, психического, умственного и духовного развития…»

Становится понятно, что вредны как эгоизм, так и эгоцентризм. Но мы хотели бы еще раз взглянуть на эту проблему и попытаться более глубоко разобраться, в чем же разница между тем и другим понятием.

Почему эгоцентризм является лишь экзотерической стороной эгоизма? Почему оказывается, что эгоизм имеет более глубокие корни и вызывает более страшные, роковые последствия, в то время как эгоцентризм всегда остается лишь его внешним, видимым проявлением?

Эгоцентризм — это ощущение себя центром мира и всех событий. Это потребность быть главным, всегда привлекать внимание окружающих. Если естественными называть поведение и поступки, исходящие из элементарных инстинктов и импульсов, заложенных в человеке, то в каком-то смысле можно сказать, что и эгоцентризм является естественным его состоянием.

Однако это состояние, черты характера и поведение свойственны именно человеку, а среди животных встречаются весьма редко. Животное проживает свою жизнь с подлинной естественностью, оно защищает себя и своих детенышей от других животных и человека только тогда, когда чувствует, что от них исходит опасность.

Странно, но часто получается, что контакт с человеком «заражает» домашних животных «вирусом эгоцентризма», и мы видим, как в них начинает проявляться такая знакомая нам потребность привлечь к себе все взгляды, присвоить себе все ласки и исключительное внимание хозяина. Так вместе с эгоцентризмом рождается ревность.

С самых первых месяцев своей жизни ребенок требует к себе исключительного внимания родителей, особенно матери. У него уже есть свои способы и своя «тактика», позволяющие этого добиться и приводящие в умиление взрослых, которые с радостью и восторгом замечают, что такое крохотное существо уже в чем-то стало похоже на них.

Проходит время, дети и молодые люди по мере своего роста все острее начинают чувствовать потребность стать центром внимания в доме, среди друзей, в школе, в своем окружении. Эгоцентризм постепенно превращается в своеобразную форму самоутверждения. Позже он может вызвать чувства, которые ошибочно называют любовью, не замечая, что в их основе лежит дух собственничества. Желание чувствовать себя любимым в данном случае будет означать требование стать центром существования другого человека. Впоследствии из этого рождается анти-любовь — эгоизм. Быть эгоистом означает чувствовать себя не просто центром, а единственным центром мира.

Хотя человек знает, что есть другие люди, он живет и ведет себя так, словно они не существуют, и не замечает ничего и никого, кроме самого себя. В данном случае буквально применима знаменитая притча о журавлях, которую рассказывает Платон в своих «Диалогах». После долгих рассуждений журавли, встречающиеся на тайном собрании, приходят к выводу, что существа, живущие в мире, разделяются на две большие части: журавли и «не-журавли».

То же самое происходит с человеком-эгоистом. Для него мир состоит из двух очевидных и понятных частей: он сам, основной, главный и единственный в своем роде, и все остальные, «не-я», лишь смутно существующие в представлении эгоиста где-нибудь в его собственной тени.

Дело даже не в том, что эгоист изолируется от мира, как рассуждают некоторые. Наоборот, эгоист прекрасно видит все разнообразие жизни. Дело в том, что это разнообразие его не интересует, так же как не интересует и то, что может произойти с другими людьми, если он доволен собой и его желания и требования удовлетворяются. Помимо того что он эгоцентрист, он к тому же становится холоден и равнодушен ко всему остальному, ему «наплевать» на других людей и уже недостаточно того, что он является центром внимания.

Будучи полностью поглощенным той уродливой формой любви, которую он питает к самому себе, он не уважает, не в состоянии ценить даже это внимание. Эгоист проявляет одновременно и ревность эгоцентриста, и полную неспособность любить, уже ставшую основной чертой его личности.

В цитируемой нами статье профессора Ливраги говорится: «Любовь — это отдача, и соответственно, отдача — это проявление Любви…» Как достигнуть той высокой цели, к которой стремятся все подлинные человеческие взаимоотношения?

Истинные взаимоотношения и сосуществование невозможны, если в них нет щедрости и любви. Они также невозможны и тогда, когда строятся на основе преобладающего над всем и поглощающего все эгоистического чувства человека, который возомнил себя единственным центром мира.

Для того чтобы родились истинные взаимоотношения и чтобы люди могли сосуществовать друг с другом, нужно открыть собственное сердце и найти в нем место, хотя бы уголочек, для всех существ, живущих на Земле.

Нужно расширить сознание и научиться проникать в душу, в сокровенную суть всех вещей, нужно почувствовать таинственную бесконечность Вселенной.

Нужно познать все живое, научиться любить и уважать его. Мы должны освободиться из тюрьмы собственного эгоизма и проявить мужество, чтобы показать себя такими, какие мы есть, разделив с другими все прекрасное, что имеем и что несем в душе.

Не оправдывая эгоцентризм и понимая, что он является лишь первым, инфантильным этапом самоутверждения человека, мы должны всеми силами стараться уничтожить темные корни эгоизма, из которых рождается не только эгоцентризм, но и другое зло и которые являются самой страшной преградой нашему духовному развитию. Никто не может развиваться духовно и достичь поставленных перед собой целей, если при этом пренебрегает другими людьми и остается равнодушным к их проблемам и страданиям, к их мечтам и духовному развитию.

Никто не может достичь освобождения, если прежде сам не освободится от оков эгоизма, мешающих ему любить и помогать другим. Для эгоистов Нирваны нет. Наши короткие размышления мы заканчиваем словами профессора Ливраги:

«Нет человека, который был бы трусом большим, чем эгоист. И нет человека более жестокого, чем эгоист. Никто так не гордится собой и не показывает так свою силу, как себялюбивый человек в своих победах и триумфах. Но никто никогда не является и таким жалким и слабым, как эгоист в своих падениях».

http://www.inter-pedagogika.ru/shapka.php?sect_type=11&menu_id=98§ion_id=1304&alt_menu=-1