Вербальная агрессия выражается в форме. Агрессия - лечение, проявление, виды и причины агрессии

Вербальная агрессия всегда доставляет много проблем и встречается она везде. В нашей статье мы поговорим, что это такое и как она проявляется.

Вербальная агрессия представляет собой психологический тип воздействия на человека. Она выражается в словесной форме. Такая реакция обычно проявляется в криках, оскорблениях, унижениях. Но бывает и другой вид — крики или визги, когда слов вообще нет, а только звук. Давайте с вами разберемся, что такое вербальная агрессия и почему она является опасной.

Что такое вербальная агрессия и чем она опасна?

К большому сожалению, с вербальной агрессией приходится сталкиваться очень часто. Она проявляется везде, где только можно представить — дома, на работе, в транспорте, магазине и так далее. Суть в том, что физическую агрессию многие сдерживают, так как понимают, что она до добра не доведет, зато, вербальная часто выражается независимо от места и повода.

На сегодняшний день такая агрессия воспринимается чуть ли не как норма. Ее не просто стали одобрять и оправдывать, но и пропагандировать. По какой-то причине она считается проявлением смелости и уверенности в себе, а также способности защитить свою точку зрения.

Но, несмотря на такое возвышение хамства, речевая агрессия все равно является явлением, которое не позволяет эффективно общаться и взаимодействовать людям. Согласитесь, вряд ли получится решить проблему, если постоянно кричать, зло шутить и ссориться с людьми.

Наибольшую опасность такое поведение представляет, когда она происходит в семье. Дети слышат ругань и брань, а затем используют ту же модель во взрослой жизни. Так что большинство детей тоже становятся агрессивными, потому что такая модель перенимается лучше всего.

Безусловно, вы можете оправдать себя тем, что ребенок все равно будет сталкиваться с этим и в других местах. Вот только никто не учитывает, что это не сможет повлиять на него так сильно, как воспитание родителей.

Только поведение родителей принимается в качестве образца для подражания и копируется автоматически. Когда ребенок от чужого слышит плохие слова, то сначала интересуется у мамы, что они значат. А когда он слышит их от мамы, то даже не задумывается о значении.

Как проявляется вербальная агрессия: виды, формы



Агрессия представляет собой поведение, которое направлено на причинение вреда человеку, независимо от того, физический он или моральный. Это нормальная реакция, когда человек ощущает угрозу, но если подобные проявления становятся уже привычкой, то в личности развивается такая черта как агрессивность.

Агрессивность является готовностью к проявлению агрессии, когда человек чувствует угрозу везде, где только можно.

Люди, которые постоянно пользуются приемами вербальной агрессии, могут даже не осознавать этого. Просто в нашем обществе принято считать агрессией только физическую расправу, но ведь и слова могут нанести не меньше вреда, а иногда даже больше.

Через вербальную агрессию мы можем сильно ранить душу другого человека. Это может привести к ухудшению морального и даже физического состояния. К тому же, отношения с человеком портятся или совсем прекращаются.

Как правило, вербальная агрессия проявляется в виде:

  • Угроз
  • Оскорблений
  • Обвинений
  • Грубых выражений
  • Упреков
  • Проклятий
  • И так далее

К тому же, вербальная агрессия может быть нескольких видов:

  • Прямая и активная . В этом случае человек во время разговора унижает и оскорбляет другого
  • Активная и не прямая . Выражается в виде клеветы, сплетен и слухов, распускаемых за спиной жертвы
  • Пассивная и прямая . Человек отказывается вступать в беседу и демонстративно игнорирует потенциального собеседника
  • Пассивная и не прямая . Человек отказывается выступить в защиту другого, которого критикуют ни за что

Почему проявляется вербальная агрессия: причины



Безусловно, вербальная агрессия, как и любая другая является защитным механизмом, который проявляется при возникновении неблагоприятных ситуаций. Это может быть угроза жизни, стресс, фрустрация и так далее. Еще она может использоваться в качество одного из способов решения проблем, когда лучше было бы поступить спокойно.

Конечно, решать проблемы с помощью криков — не лучшее решение, но люди к нему все равно прибегают по следующим причинам:

  • Не видят других способов сохранения личной индивидуальности
  • Хотят доказать, что они правы
  • Стараются отстоять свои притязания и самооценку
  • Желают привлечь внимание
  • Хотят таким способом сделать манипуляцию, чтобы добиться желаемого
  • Стараются сохранить свой авторитет, унижая других
  • Не знают, как еще обрести контроль над ситуацией


Вот только достижению целей и самореализации способствуют другие способы.

Вербальная агрессия определяется разными причинами:

  • Незрелая личность
  • Плохое воспитание
  • Низкая культура личности, аморальность
  • Недостаточная образованность в плане психологических знаний
  • Размытие критериев нравственности и морали

Чаще всего агрессивными бывают люди, которые:

  • Имеют разные зависимости
  • Ведут асоциальный образ жизни
  • Выросли в неполной или неблагополучной семье, а также сироты

Агрессия таких людей является результатом искаженного восприятия и заниженной самооценки.

Кстати, вербальная агрессия может еще быть признаком психического расстройства или указывать на начало подобных отклонений.

Хотя, вербальная агрессия присуща и образованным, здоровым и цивилизованным людям. В таком случае они в деструктивной манере выражают свои эмоции, обоснованные аморальным умыслом. Человеку хочется унизить конкурента, выразить несогласие, враждебность или что-то еще, даже если он умеет сотрудничать с другими и мирно урегулировать проблемы.



Агрессия не укладывается в общепринятые нормы, но она все равно используется и даже неосознанно. Словесное нападение способно сделать многое с человеком — обидеть, подавить, напугать и так далее. В любом случае, она доставляет только плохие эмоции. В таком случае, чтобы понять и услышать собеседника, придется очень сильно постараться.

Тем более, многим проще оставаться невеждами, чем работать над собой и контролировать свои действия. Особенно тяжело не отвечать агрессией на агрессию.

Почему мы так болезненно реагируем на вербальную агрессию?



Самое обидное, что вербальное насилие не наказывается. Дело в том, что когда человек подвергается физическому насилию, то это видно сразу, а вот словесные оскорбления бесформенны. Если кто-то начинает жаловаться, то считается, что на нее просто кто-то крикнул или сказал грубое слово. И вот это гораздо хуже. Ведь шрамов и синяков нет, а потому и жаловаться не на что. Часто подобное отношение к детям развивает у них неуверенность в себе, тревогу и депрессию.

Словесные тирады могут причинять очень большую боль и на это есть много причин:

  • Слишком громкий голос
  • Визгливый тон
  • Надменное или даже презрительное выражение лица
  • Протяженность, если крики очень долгие
  • Ругательства и оскорбления направлены на личность (ты грязная, безрукая, глупая)
  • Скандалы всегда возникают непредсказуемо. Вроде бы все хорошо, но в ту же минуту начинается скандал


Если на человека постоянно орут и унижают, то в его голове и теле начинаются активные изменения. Это все обусловлено стрессом. Мало того, что это влияет на здоровье, так еще и на психику. Люди, которые подвергались вербальному насилию, думают о себе не слишком хорошо. У них очень занижена самооценка. Нормально чувствовать себя они начинают только тогда, когда уходят из дома. Это обусловлено тем, что дома на них кричат и потому они не могут думать о себе в нормальном контексте, а когда никого нет, то они и чувствуют себя нормально. Однако, это тоже дорогого стоит, ведь постоянно приходится сталкиваться с собственными воспоминаниями.

Исследования психологов показывают, что когда ребенок чувствует себя в семье в безопасности и комфортно, то это очень хорошо. Более того, это значит, что его уважают. Многие удивятся, но мы рождаемся с уже сформировавшейся печалью, страхом и гневом. А когда ребенку приходится постоянно пребывать в агрессивной среде, то ему страшно. Его эмоции вызывают сильный стресс. Таким образом, в стрессовой ситуации организм более остро реагирует на громкий голос, сердитое отношение, злость и так далее.

Плюсом ко всему, маленькие дети развиваются значительно лучше, когда они спокойны. Чем спокойнее будет взрослый человек, тем здоровее его дети.



Есть несколько важных вещей, которые вы должны знать, чтобы помочь ребенку в развитии:

  • Дети имеют собственные потребности в эмоциях, которые вам обязательно надо учитывать. Чем лучше вы удовлетворяете эти потребности, тем устойчивее будет психика малыша.
  • Вы можете помочь ребенку поднять свою самооценку, если будете относиться к нему с добротой, состраданием и любопытством.
  • Когда вы ссоритесь, и у вас происходит разрыв, то старайтесь быстрее помириться, чтобы не происходило эмоционального разрыва.
  • Ваша задача состоит в том, чтобы малыш мог от вас отделиться и стать собой, но не стоит его отталкивать, когда вам не нравится его поведение. Пытайтесь спокойно говорить с ним о проблемах.
  • Родителям намного легче контролировать собственные порывы и понимать, когда они переходят черту. В особенности это касается тех, кто старается придерживаться строгости. Учиться осознавать свои действия приходится в течение всей жизни. Не каждому под силу посмотреть на себя со стороны, контролировать свою речь и жесты. Это все позволяет держать себя под контролем.

Да, маленькие дети могут быть грубыми, вызывающими, но все же они сильно уязвимы. Каждое детское переживание следует чтить и даже неважно, какие они. И своим детям нужно давать лучший опыт, который был получен в детстве, а не болезненный.

Видео: Слабость или беззащитность? Как остановить вербального агрессора?

Вербальная агрессия – это высказывания или интонационные составляющие высказываний, которые служат для причинения душевной боли или направлены вызвать негативные переживания другого человека или живого существа.

Н. С. Якимова обращает внимание, что высказывания становятся агрессивными только в тех случаях, когда вызывают обратное равноценное действие. Иначе, даже самые ужасные в общепринятой практике словоформы воспринимаются как адекватные и не травмируют. Но, это не всегда так. Дело в том, что вербальная агрессия часто направлена на тех существ или людей, которые не могут в полной мере ответить на такой акт. Например, кричащий на ребёнка родитель, по сути, совершает акт насилия. Но не всегда наблюдается такая же ответная реакция. Чаще всего ребёнок просто плачет. А в случае с руководителем, подчинённый вообще вынужден молча «глотать» всю агрессию. То есть правильнее говорить не об обратном действии, а об обратном реагировании. И неважно, в чём это реагирование проявляется. Главное, чтобы это вызывало переживание или волнение. Это называется «принципом обоюдности».

Стоит так же отделить вербальную агрессию от феномена языкового насилия. Дело в том, что языковое насилие не имеет определённой жертвы, а направляет высказывание на широкий, чётко необозначенный круг лиц. Например, лиц еврейской или цыганской национальности. Даже шутки про блондинок или чукчей можно отнести к одной из форм языкового насилия. Вербальная агрессия всегда предметна и чётко направлена на отстаивания своих позиций или точки зрения перед конкретным лицом.

Причинами агрессивного вербального поведения могут быть:

Однако, во всех случаях на первый план выступает мотив поведения. А определяющим мотивом является именно стремление нанести внутренний ущерб собеседнику. Это выражается и в смыслообразующем замысле, а не только в оформлении речи. Ведь можно припомнить, например, содержащее большое количество нецензурной брани общение определённых личностей. Но, при этом эта самая брань и транслируется, и воспринимается как слова-вставки и не вызывают оскорбительных ощущений. Потому что, в этом случае, нет определяющего мотива и преднамеренных действий в виде нанесения обиды.

Типы

Что же такое вербальная агрессия конкретно? По сути, это один из десяти типов, экспериментально выявленных вариантов словесных нападок, которые могут быть такие:

Почему же невербальные знаки включены в пласт вербальной агрессии? Да потому что при помощи них выражения и обороты принимают совершенно иные, оскорбительные формы. К упомянутым знакам мы относим:


  • жесты (сжатые кулаки, скрещенные или упёртые в бока руки);
  • мимику (злое или пренебрежительное выражение лица);
  • позы («повелительные позы» всегда воспринимаются как провокация);
  • визуальный контакт (провокационным здесь может выступать взгляд, который воспринимается как «наглый»);
  • интонацию и тембр голоса (даже безобидную по смыслу фразу можно прокричать или сказать с пренебрежением, провоцируя обиду);
  • организацию времени и пространства общения (вторжение без спроса на «чужую территорию» или настоятельный вызов на свою, понимая, что в таком месте общение будет некомфортным, уже расценивается как акт нападения).

«Ты считаешь, что это так?», — говорит родитель или руководитель. По сути, эта фраза не оскорбительна. Но, если добавить определённую позу, тембр голоса, поставить «руки в боки», да ещё и вызвать собеседника «в кабинет на ковёр к начальству». Безобидная фраза сразу становится угрозой, осуждением мнения и установок. А фраза: «Всё с вами понятно, милочка» при определённых неречевых «добавках» подвергает сомнению уровень умственных способностей и компетенции. Одним словом, что в первом, что во втором случае – доставляет внутренний дискомфорт и переживания.

После вербальной агрессии может провоцироваться физическая. Это происходит, если существует изначальная настроенность объекта агрессии в силу его особенностей: личностных, социальных или ситуативных. К личностным особенностям относят чаще всего возраст, пол. К социальным факторам – этническую принадлежность, социальную благополучность окружения, уровень образования и общей культуры.

К ситуативным чаще всего относят окружающую обстановку, физическое, физиологическое и нервно-эмоциональное состояние человека и дополнительные факторы, которые могут влиять на адекватность оценивания и восприятия ситуации. Но не стоит списывать со счетов и влияние общественных факторов. Эти факторы обуславливаются национальным менталитетом и разделением определённых лингвистических норм как «неприемлемых» или «приемлемых». Так в одних этнических группах может быть абсолютно недопустимо оскорбительное высказывание в адрес родителей собеседника. И подобные вещи всегда провоцируют акт физической агрессии. Тогда как в другой группе это не будет вызывать столь бурную реакцию.

Вербальная агрессия может иметь форму прямой агрессии, которая выполняется непосредственно над кем-то здесь и сейчас. А может быть косвенной. Косвенная вербальная агрессия неоднородна и включает два разных, но дополняющих друг друга понятия. В первом случае она рассматривается как агрессивное поведение, направленность которого на определённое лицо скрывается. Во втором случае – рассматривается как агрессия, которая окольным путём стремиться задеть жертву. По сути, эти два понятия сходны в принципе действия – без прямого высказывания. Она имеет вид интриг, сплетен. Оскорбление достигается путём нанесения ущерба прежде всего репутации человека.

Агрессия у детей и подростков

Несмотря на то, что подобные языковые акты могут совершать практически все люди, наиболее часто к психологам или психотерапевтам обращаются по поводу вербальной агрессии у детей и подростков. Стоит сказать, что язык и речь подростков интенсивно развивается и совершенствуется как за счёт увеличения словарного запаса, так и за счёт понимания двусмысленных трактовок некоторых слов и оборотов. Подросток осознаёт, что выражать свой взгляд на некоторые вещи не обязательно словами. Существует множество других способов.

Современные подростки всё реже увлекаются книгами и театром, и всё чаще – компьютерами и телевидением. Поэтому, они быстрее и больше, чем их родители, впитывают варианты агрессии, выраженной в речевой форме. И неважно, с уст кого вылетают эти выражения: осуждённого, изгоя, персонажа игры. Ведь, телевизионные передачи, равно как и компьютерные игры, по мнению многих наблюдателей, стали более агрессивными.

Гипотетически считается, что мотивы вербальной агрессии у подростков следующие:

  • потребность в самореализации, даже если это происходит за счёт притеснения интересов или личного пространства другого человека;
  • потребность в самоутверждении, когда ребёнок начинает восставать против авторитетов;
  • потребность в самозащите, когда приходится отстаивать своё жизненное пространство или свободу выбора.

Что же касается малышей, доподросткового периода, то с помощью вербальной агрессии дети часто «маскируют» важные и болезненные внутренние переживания: печаль, гнев, но чаще – ощущение одиночества, боязнь быть брошенным. Поэтому нередки случаи, когда такие варианты «подменили ребёнка» происходят в периоды пополнения семейства младшими детьми, в период разводов, смены места жительства и иных, травмирующих маленькую личность, жизненных ситуаций. Даже если таковой является необходимость «выжить» или «отстоять своё личное пространство» в большом коллективе, например – группе детского сада.

Здесь можно отметить факт, что формы несколько меняются.

Так, вербальная прямая агрессия чаще всего обретает форму дразнилок: «Маша – простокваша», «Жора – обжора». Хотя могут спускаться на уровень оскорблений. Причём, не все наборы ругательств усвоены в этом возрасте адекватно. Поэтому, кроме «заразы» и «кобылы», как ругательство, могут применяться слова, которые по какой-либо причине были «занесены» в этот список.

Например, ребёнок может «обзывать» кого-то «рукастым». В его представлении это слово обозначает настоящего монстра с «какими-нибудь длинными и огромными или уродливыми руками». Тогда как в нашем представлении это скорее человек, который очень хорошо что-то мастерит или ремонтирует. Кроме того, психолог вообще может удивить находящихся в шоке от лексикона ребёнка родителей: оказывается, малыш вовсе не выражает агрессию. Он просто пересказывает новые слова, услышанные от других.

Яркими проявлениями косвенной вербальной агрессии в детском возрасте остаются жалобы. Хотя они, как правило, нивелируются и без психологической коррекционной работы. Но, наиболее обращать на себя внимание должны агрессивные фантазии. В них, как правило, ребёнок «наказывает обидчика» не сам: «придёт милиционер и тебя заберёт», «расскажу дворнику, и он тебя отвезёт далеко-далеко, на мусорную кучу». Дело в том, что такие виды фантазий могут свидетельствовать о формировании низкой самооценки ребёнка и быть лакмусом его несостоятельности дать отпор проблемам или обидчикам без чьей-либо помощи. Так же можно говорить о вариантах гиперопеки родителя или члена семьи, которая подавляет маленькую личность.

Лечение

Что же можно посоветовать в этих случаях? Конечно, не отчаиваться и разбираться с проблемами. В этом вам помогут психологи или психотерапевты.

Как правило, детей и подростков, склонных к вербализации своей агрессии, получается легко разговорить. Всё дело в том, что они рады как раз общаться и быть услышанными. Следовательно, коррекция таких проявлений происходит довольно хорошо.

Конфронтация, соперничество время от времени возникают между людьми и могут приводить к агрессивному поведению (агрессии). Такое поведение является выражением возникшего состояния фрустрации, когда попавшие в конфликтную ситуацию люди не могут достигнуть своей цели. Тогда человек в силу различных причин выбирает способ конфронтации наиболее ему свойственный, или же более подходящий для конкретной ситуации. Таким образом выделяю два вида агрессии - физическую и вербальную.

Физическая агрессия - это использование физической силы против физического объекта, другого лица, социальной группы. Физическая агрессия проявляется определёнными и наблюдаемыми со стороны психомоторными актами, нередко представленными той или иной их последовательностью (толчки, удары, избиения, истязания и др). А. Басс различает следующие виды физической агрессии: физическая - активная - прямая (нанесение другому человеку ударов, избиение или ранение при помощи оружия), физическая - активная - непрямая (закладка мин-ловушек; сговор с целью избиения и др.), физическая - пассивная - прямая (стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (бойкот, сидячая демонстрация)), физическая - пассивная - непрямая (Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).

Шкала открыто проявляемой агрессии Юдовского (OASCL) включает в себя описание трех форм физической агрессии и их поведенческих признаков.

Первая - физическая агрессия по отношению к себе (её поведенческие признаки: царапает, щипает себя, рвет волосы, бьет себя, разбивает кулаки, бросается на пол, наносит себе поверхностные раны и ожоги, наносит себе серьезные повреждения).

Вторая - физическая агрессия по отношению к предметам (её поведенческие признаки: индивид хлопает дверьми, рвет одежду, бросает вниз вещи, пачкает стены, ломает вещи и бьет стекла, разводит огонь, портит ценное имущество).

Третья - физическая агрессия, направленная на окружающих (её поведенческие признаки: индивид замахивается для удара, хватает противника за его одежду, угрожает ему недвусмысленными жестами, бьет, таскает его за волосы; нападает, причиняя легкие повреждения; причиняет серьезные увечья).

Физическая агрессия может быть викарной, т.е. заместительной, выражающейся посредством ее имитации. Например, это игровая агрессия, в частности, жесткие спортивные состязания, такие как бокс и регби.

Вербальная агрессия - это символическая форма агрессии в виде причинение психологического вреда с использованием преимущественно вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (инвектива, оскорбления и т. п.). Выражается при помощи лексов агрессии (см.). При этом факт причинения вреда должен быть реальным и заведомо очевиден как для агрессора для агрессора, так и его жертвы. Басс различает следующие виды вербальной агрессии: вербальная - активная - прямая (словесное оскорбление или унижение другого человека), вербальная - активная - непрямая (распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке), вербальная - пассивная - прямая (отказ говорить с другим человеком, отвечать на его вопросы), вербальная - пассивная - непрямая (отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения, высказаться в защиту незаслуженно критикуемого человека).

Спорным остается вопрос о том, может ли вербальная агрессия быть выражена посредством молчания и отказа разговаривать. Такие действия скорее подходят под описание «психологической агрессии», которая иногда употребляется как синоним вербальной, но все же предполагает не только словесный инструментарий реализации. Она может быть выражена в форме речевой депривации.

Шкала открыто проявляемой агрессии Юдовского (OASCL) включает в себя описание следующих форм вербальной агрессии: громкий шум и сердитая речь, оскорбления, употребления нецензурных выражений, угрозы физической расправой. Следует отметить, что громкий шум и сердитая речь могут быть следствием не только агрессивных намерений индивида, но и ситуативной раздраженности.

Вербальная агрессия может быть открытой или скрытой. Открытая вербальная агрессия проявляется явным намерением причинить коммуникативный урон адресату и выражается в очевидных унизительных формах (ругательства, крики). Подобное поведение нередко имеет тенденцию переходить в физическую агрессию, когда агрессор беспардонно вторгается в личное пространство адресата. Скрытая вербальная агрессия – это систематическое и уничижительное давление на адресата, но без открытого проявления враждебных эмоций. Некоторые исследователи полагают, что вербальная агрессия является имитацией подлинной агрессии, благодаря которой происходит катарсис. Другие авторы, напротив, считают, что вербальная агрессия создает лишь иллюзию разрядки враждебности, на самом деле приводя лишь к накоплению деструктивных импульсов.

Агрессия − это в психологии характеристика индивида, отражающая его склонность к вражде. Этим термином также обозначают поведение в стадии аффекта. Существуют такие виды речевой агрессии: манипулятивная, эксплетивная, имплицитная. Есть и другие классификации.

Виды агрессии

Виды агрессии в психологии в основном злокачественные, т. е. не направленные на поддержание жизнеспособности. Человек проявляет доброкачественную агрессию во блага себе. Такая форма выплеска эмоций является естественной реакцией на раздражитель. Различают такие формы агрессии:

  1. Физическая. Человек пытается нанести увечья. Физическая агрессия самая опасная.
  2. Вербальная. Индивид воздействует психологически, он ругается, оскорбляет, унижает. Вербальная агрессия является самой распространенной.
  3. Пассивная. Человек отказывается вести диалог или выражает несогласие, действует наперекор. Пассивная агрессия наблюдается в семьях, коллективах.
  4. Активная. Инициатор конфликта нападает на своего оппонента.
  5. Прямая. Прямая агрессия характеризуется появлением мыслей о нанесении физического или психологического вреда.
  6. Косвенная. Человек пытается навредить не самой жертве, а ее имуществу или же родственнику. Косвенная агрессия не оправдана.

В психологии выделяют такие виды агрессии.

  1. Наступательная. Зачинщик конфликта пытается воздействовать физически и психологически. Он открыто выражает негативное отношение к жертве.
  2. Защитная. Человек наносит ответный удар, пытаясь унизить и оскорбить противника.
  3. Ответная. Ее цель - месть.
  4. Спровоцированная. В этой ситуации наблюдается нападение, которое является ответной реакцией.
  5. Неконтролируемая. Человек выплескивает негативную энергию на другого только потому что желает от нее избавиться. Неконтролируемая агрессия часто исходит от людей, которые вовремя не отвечают на оскорбления.
  6. Побудительная. Цель такого поведения - вызвать ответную реакцию.

Агрессия синоним “враждебность” проявляется не только у взрослых, но и у детей. На это есть несколько причин.

Агрессия у ребенка возникает тогда, когда появляется какой-либо раздражитель. Иногда агрессивное поведение полезно, потому как позволяет защититься от негативного влияния внешних факторов. Доброкачественная позволяет отстоять права, адаптироваться к созданным условиям и познать что-то новое. Но некоторые дети сознательно идут на враждебность. В этом случае они наносят моральный вред и вырабатывают у себя не самые лучшие черты характера.

Если родители игнорируют плохое поведение отпрыска, он становится задирой и . Детская агрессия может проявиться в четырехлетнем возрасте, когда малыш копирует повадки родителей. Поэтому мама и папа должны вести себя сдержанно, им следует избегать ругани при решении бытовых вопросов. Ребенок становится злым, когда понимает, что родители к нему безразличны.

Причины агрессии у детей бывают разные. Ребенок сильно нервничает, когда мама и папа возлагают слишком много надежд, а он не в состоянии их оправдать. Малыш враждует, когда родители держат его в полном подчинении. Надо поддерживать кроху в новых начинаниях и проявлять теплоту. Приступы агрессии у маленького ребенка:

  • плач;
  • активная жестикуляция;
  • отказ от еды и любимых игр.

Основные признаки агрессии:

  • импульсивное поведение;
  • неспособность сконцентрироваться;
  • ранимость.

Причины подростковой агрессии часто связаны с половым созреванием. В этот период у ребенка может появиться апатия. Склонность к враждебному поведению возникает на фоне:

  • примитивных ценностей;
  • ограниченного мышления;
  • отсутствия цели.

Тот, кто проявляет злобу по отношению к окружающим, часто является внушаемым, в некоторых случаях человек пытается подражать. Некоторые дети враждуют со сверстниками, так как завидуют или же пытаются доминировать. Часто имеет место скрытая агрессия, которая сопровождается тревогой.

В некоторых случаях человек паникует, поскольку не знает, как решить сложную ситуацию. Ошибочно думать, что агрессивные дети вырастают лишь в неблагополучных семьях. Ребенок может быть талантливым, но озлобленным. Задача родителей - проявить заботу, а также скорректировать его поведение.

Как реагировать на агрессию и оскорбления

Нужно действовать в зависимости от ситуации. Если вы оскорбили человека своими словами или действиями, будьте готовы к ответу. Вполне вероятно, что противник будет находиться в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Дополнительные высказывания в его адрес станут поводом выплеснуть на вас львиную долю негатива. Поэтому в такой ситуации лучше промолчать.

Бывает так, что человек оскорбляет другого без повода. Это значит, он желает выплеснуть негативную энергию (спустить пар). Надо показать, что вы не хотите быть мишенью. Следует достойно ответить на реплики, но не ругается, не унижать достоинство. Если оскорбления звучат со стороны того, кто находится в неадекватном состоянии, рекомендуется смолчать. Собеседник не может услышать то, что вы пытаетесь донести. Новые ответы спровоцируют всплеск эмоций, дело может дойти до драки. Даже если знаете, что собеседник слабее вас, промолчите.

Оскорбления обидны для каждого. В некоторых ситуациях мы не можем сориентироваться и нанести достойный удар. Если человек пытается оскорбить осознанно, следует поставить его в неловкое положение. Помогут такие фразы: “Мне безразличны твои слова, они слишком примитивны”. “Удивительно, как легко ты оскорбляешь другого. Не удивляйся, если судьба сыграет с тобой злую шутку”.

Человек, от природы являющийся хамом, сознательно провоцирует других. В этом случае грубость возникает из ниоткуда. Хамы обращают внимание на пустяки и пользуются ими для того чтобы оскорбить "провинившегося". Можно не обращать внимания на подобные нападки, но тогда человек будет наглеть, думая, что ему все позволено.

Чтобы красиво выйти из ситуации, надо продемонстрировать невозмутимость. Если соглашаться со всеми репликами грубияна, он будет обезоружен. Нужно похвалить агрессора за то, что он не поленился найти время для критики. Такой метод хорошо работает на публике.

Слыша слово "насилие", мы в первую очередь представляем агрессивного человека, применяющего силу к более слабому. Однако насилие может проявляться не только в виде физической агрессии, но и в форме психологического давления и принуждения. И многие психологи уверены, что эмоциональное и вербальное насилие куда более опасно для человека, чем физическое, так как оно калечит не тело, а психику и. Человек, регулярно подвергающийся психологическому насилию, постепенно теряет уверенность в себе и свое "Я" и начинает жить желаниями и установками агрессора, прикладывая усилия для достижения его целей.

Агрессия иногда воспринимается как врожденная собственность или как готовность реагировать, которая является собственной личностью и, следовательно, этически нейтральной, и служит для адаптации, поддержания жизни. Многие психологи отмечают, что агрессия является нормальным или неадекватным ответом на колебания, препятствия в достижении важных результатов и целей или в результате психических травм.

Агрессивное поведение человека является естественной частью его социального поведения. В то же время агрессивное поведение является частью усилий по удовлетворению их потребностей и достижению их целей. Отсюда складывается его сложный характер и разнообразная форма и условия возникновения.

Признаки и виды психологического насилия

Психологическое насилие, в отличии от физического, не всегда очевидно, так как оно может проявляться не только в форме крика, ругани и оскорблений, но и в виде тонких манипуляций эмоциями и чувствами человека. В большинстве случаев цель того, кто использует психологическое насилие - вынудить жертву изменить свое поведение, мнение, решение и поступить так, как того хочет агрессор-манипулятор. Однако следует отметить, что есть отдельная категория людей, что применяют психологическое насилие и давление для того, чтобы морально сломить жертву и сделать ее полностью зависимой от своей воли. Чтобы достичь своей цели, агрессоры применяют следующие виды психологического насилия:

Агрессия заключается не в том, чтобы думать о том, как что-то делать с кем-то, или планировать и воображать, как причинять боль или вредить кому-то. Агрессия - это поведение, которое приводит к повреждению или ведет к нему. Не важно, каковы конкретные последствия агрессивного поведения. Это может быть причиной физической боли, повреждения чужого имущества или психологической травмы другого человека. Это может быть все, что вызывает сопротивление и испытывает психический дискомфорт.

Важной особенностью агрессии является целенаправленный характер того, был ли акт причинения вреда кому-либо намеренно, преднамеренно. Случайный ущерб другому лицу, а также ущерб, вызванный небрежностью, не являются агрессией. Однако при определенных обстоятельствах умышленный вред может быть не агрессией. Примером может служить болезненная процедура для врача. Поэтому еще одной неотъемлемой чертой агрессии является намерение, с которым человек сознательно болит другого человека.

Защита от психологического насилия

Психологическому давлению проще всего поддаются люди, которые не имеют прочных личностных границ и не умеют отстаивать собственные права. Поэтому, чтобы защититься от психологического насилия, нужно в первую очередь, обозначив для себя свои права и обязанности в каждой из сфер жизни. Далее нужно действовать по ситуации в зависимости от того, какой вид психологического насилия применяет агрессор.

Агрессия - это поведение, которое направляет себя на то, чтобы вызвать негативные последствия для другого человека с намерением причинить ему вред. Агрессия может быть направлена ​​против других, друг против друга или уничтожения. В терминах формы мы различаем физическую и вербальную, прямую и косвенную агрессию. Эти виды переплетаются друг с другом. Прямая агрессия может быть физически - штурмом, избиением, трауром, но также препятствовать достижению человеком цели, такой как вход в дверь - или словесные оскорбления, проклятие, отказ от ответа.

Противостояние любителю покомандовать

Столкнувшись с любителем покомандовать и отдавать приказы, нужно задать себе два вопроса: «Обязан ли я выполнять приказы этого человека?» и «Что случится, если я не сделаю того, что он требует?». Если ответы на эти вопросы будут «Нет» и «Ничего плохого для меня», то самопровозглашенного командира нужно поставить на место примерно такой фразой: «Почему ты указываешь, что мне делать? Выполнение твоих приказов не входит в мои обязанности». Далее приказы и команды следует попросту игнорировать.

При косвенной физической агрессии агрессивное поведение переносится на прокси-объекты, которые каким-то образом связаны с жертвой, например, свойство - уничтожение имущества. Косвенная словесная агрессия - это распространение клеветы, или кто-то не вмешивается. Все это считается агрессией.

Агрессия может быть аффективной. Он полон эмоций, в основном развивающихся на основе провокаций или колебаний, и один действует импульсивно и не думает о последствиях. Например, руководитель критикует своего подчиненного за плохую работу. Он сначала берет верх, но когда он выходит из кабинета своего начальника, он не может преодолеть эмоции, и в ярости он начинает ругать его и оскорблять его, не понимая, что он может услышать его и нарисовать последствия.

Практический пример: Сотрудники А и Б работают в одном кабинете на одинаковых должностях. Сотрудник А регулярно перекладывает на сотрудника Б часть своих обязанностей, не оказывая взамен никаких встречных услуг. В этом случае противостояние агрессору будет выглядеть следующем образом:

А: Ты как раз распечатываешь что-то, ну распечатай и мой отчет, а затем положи его в папку и отнеси в бухгалтерию.

С другой стороны, инструментальная агрессия нацелена. Цель состоит в том, чтобы обогатить себя, получить что-то ценное для данного человека. В отличие от аффективной агрессии, она гораздо более спланирована и осознана. Цель - не сама агрессия, а как следствие. Человек ворвался в странный дом, чтобы украсть все, что не прибито, и он получает деньги. Он узнал, что в то время все жители дома исчезли, но вдруг кто-то из семьи вернется домой раньше, чем он, потому что он поступил неправильно и стал бы нежелательным свидетелем.

Когда вор замечает его, он должен действовать и избавиться от него, иначе он будет в тюрьме. Что заставляет другого человека быть вторичным средством достижения своей цели, то есть денег в этом случае. В случае издевательств агрессия сама по себе является целью и планомерно и полностью осознана. Это похоже на инструментальную агрессию, но в этом случае агрессия не является прибылью. Издевательства часто говорят в связи со школьным колледжем, когда один из учеников унижает другого или даже физически нападает на него.

Б: Разве я работаю здесь на должности твоего секретаря? В мои служебные обязанности не входит распечатка твоих документов и доставка их куда бы то ни было. У меня много работы, так что займись своим отчетом сам, и не отвлекай меня от дел, пожалуйста.

Защита от вербальной агрессии


Цель – заставить жертву смутиться, огорчиться, испытать стресс, начать оправдываться и др. Поэтому лучшая защита от вербальной агрессии – не оправдать ожиданий агрессора и прореагировать совсем не так, как он рассчитывает: пошутить, остаться равнодушным или пожалеть обидчика. Также эффективным способом защиты от такого психологического насилия является разработанный известным психологом М. Литваком метод «психологическое айкидо». Суть этого метода заключается в применении в любых конфликтных ситуациях амортизации – сглаживания конфликта путем соглашения со всеми утверждениями агрессора (как психиатр соглашается со всем, что ему рассказывает пациент).

Разумеется, чтобы уменьшить агрессию, это не помогает разозлить других. Ни миф о том, что, если кто-то расстроен, он должен сердиться на сумку для бокса, это неправда. Эта деятельность не снимает напряжение, но активизирует активацию, поощряет агрессию и успокаивает ее дольше. Алкоголь также не способ справиться с агрессией. Это может помочь подавить гнев на некоторое время, но он не может позволить ему исчезнуть или помочь ему справиться с этим.

Агреси следует преобразовать в какую-то другую форму. Например, он может проявлять творческую активность или физическую активность. Важно не быть агрессивным. Однако в случае чрезмерной агрессии всегда необходимо обратиться за консультацией к специалисту в форме терапии или некоторой поддерживающей терапевтической группы.

Практический пример: Муж обзывает и пытается унизить жену каждый раз, когда у него плохое настроение. Защита от психологического насилия в таком случае может быть следующей:

М: Ты вообще ничего не умеешь! Ты отвратительная хозяйка, даже убирать в доме нормально не можешь, вон там под диваном перышко валяется!

Ж: Да, я такая неумеха, тебе со мной так тяжело! Наверняка ты умеешь делать уборку лучше, чем я, поэтому я буду благодарна, если в следующий раз ты поможешь мне убрать в доме.

Это включает в себя обучение из другого региона, например психотерапия, психология, педагогика, социальные услуги. Это наши собственные семинары. . Образовательный блок, содержащий как теоретические, так и практические, с акцентом на контексте и тестирования практических навыков, как правило, предоставляется в пределах 8-16 уроков для 6-20 участников.

Введение в индивидуальное планирование - 8 часов. Для всех, кто заинтересован в индивидуальном планировании самостоятельно и получении неоценимого опыта в том, как делать свои собственные пожелания и личные цели. Этот редкий опыт подходит для всех, кто активно и пассивно занимается планированием ухода в социальных службах. Как достичь своей цели? Как определить личные цели и процесс их именования и определения? Как составить индивидуальный план и план ухода, как планировать отдельные шаги? Как подготовиться к оценке достижения цели и отражению всего процесса и шагов?

Противостояние игнорированию

Важно помнить, что намеренное игнорирование – это всегда манипуляция, поэтому поддаваться давлению манипулятора и пытаться задобрить его, чтобы он сменил гнев на милость, не следует. Человеку, склонному постоянно обижаться и «включать игнор» в ответ на любые не устраивающие его действия, нужно дать понять, что играть в молчанку – его право, но своим поведением он ничего не добьется.

Как найти баланс между реальной индивидуальной работой с клиентом или эффективным планированием ухода и стандартом 5 по индивидуальному планированию? Если вы заинтересованы в надзоре за социальными услугами или планируете ввести или изменить контроль в команде или организации, то этот курс для вас.

Формы надзора, договора, договора, правил, целей надзора, атмосферы, безопасности. Как контроль часто контролируется контролем или контролем? Роль и ответственность надзора и надзора. Условия для надзора и использования надзора за развитием организации.

Практический пример: Две сестры проживают в одной квартире отдельно от родителей. Младшая сестра (М) с детства привыкла манипулировать старшей сестрой (С). В случаях, когда М что-то не нравится, она начинает нарочно игнорировать С и утраивать ей бойкот. Противостояние психологическому давлению в подобных случаях следующее:

Предотвращение синдрома стресса и выгорания - 16 часов. Вы попытаетесь справиться со стрессом, как справиться со стрессом вашей работы или жизненных событий. Конечно, некоторые варианты активного сопротивления давления и тяжести, таким образом, практическое руководство о том, как справляться со стрессом и предотвратить выгорание или сушки.

Возможность проверить методы управления стрессом и получить опыт работы в ситуациях, которые приводят к напряженности и последующему постепенному самоуничтожению. Варианты восстановления энергии. Что такое стресс и его связь с синдромом выгорания? Это способ выполнения или не выполнения наших основных потребностей в развитии и того, как это связано со стрессом. Диагностика стресса, его проявления и то, как мы его узнаем. Возможные последствия для здоровья, психосоматические симптомы, синдром выгорания и сушка жизненной энергии.

С: Я через неделю уезжаю в командировку на два месяца.

С: Эта командировка важна для моей карьеры. А с тобой ничего не случится за эти два месяца. Ты не маленький ребенок – найдешь, чем себя развлечь.

М: Так значит? Тогда ты мне больше не сестра и я с тобой не разговариваю!

Противостояние психологическому давлению на чувство долга или вины

Прочные личностные границы являются надежной защитой от давления на чувства вины и долга. Зная границы своих прав и обязанностей, человек всегда сможет определить, а что не входит в его обязанности. И если человек замечает, что его границы нарушают, ему следует прямо сообщить агрессору о пределах своей ответственности и обязанностей и дать понять, что манипуляция не удалась.

Биологическая мотивация и использование ресурсов. Психогигиена, расслабление, техника обработки. Использование вегетативной нервной системы. Курс основан на методологии эффективного управления стрессом. Агрессия и самооборона - 16 часов. Семинар познакомит Вас: агрессивное поведение в психологических и медицинских услуг, общения в гневе, как бороться с лично направленной вербальной агрессии, физической агрессии, управления общими принципами самообороны, как мы будем действовать после того, как конфликт.

Основной подход к агрессии и общий принцип самообороны. Планируйте предотвратить агрессию в социальных службах как часть планирования обслуживания. Подготовка защиты от словесной агрессии и общения в сердитом настроении. Управление физической агрессией, основным пониманием, способами и оценкой вмешательства. Как мы действуем во время и после конфликта. И их собственный гнев.

Практический пример: Одинокая мать (М) пытается запретить взрослой дочери уезжать работать в другой город, давя на ее чувство долга. Отпор в этом случае может быть таким:

М: Как ты можешь оставить меня одну? Я тебя вырастила, воспитала, а ты теперь хочешь уехать? Дети должны быть опорой для родителей в старости, а ты меня бросаешь!

Определение курса особенно для всех вы сталкиваетесь в своей агрессии на рабочем месте со стороны клиентов и заинтересованы, чтобы попробовать методы управления агрессией и получить опыт о том, как действовать в подобных ситуациях. Основы агрессии, признания агрессивного поведения и превентивных процедур агрессии и стрессовых ситуаций. Получение теоретических и практических знаний об агрессивности, методах защиты и их использовании на практике.

Знакомство с семьей - Психомоторный подход Песо Бойдена - 8 часов. Психомоторная и эмоциональная зрелость способствует качеству и удовлетворению в жизни и оказывает всестороннее влияние на развитие детей, может быть защитным фактором и фактором риска на всех этапах человеческого роста. Результаты обучения курса. Целью будет основное знакомство с существующей теоретической базой, текущими научными знаниями, смыслом и расстройствами, связанными с эмоциональной незрелостью и развитием психомоторного развития.

Д: Я тебя не бросаю - я буду тебе звонить, приезжать в гости и помогать тебе деньгами. Или ты хочешь, чтобы я потеряла возможность устроиться на высокооплачиваемую работу и не смогла исполнить свои мечты?

М: Что ты такое говоришь? Конечно, я хочу тебе добра, но мне без тебя будет плохо!

Д: Мама, ты - взрослый человек, и я верю, что ты сможешь найти себе много интересных занятий. Я обещаю, что буду регулярно тебе звонить и часто навещать тебя.

Семинар посвящен выявлению сигналов риска и выяснению отношений с рискованным поведением, обмену опытом, возможностям вмешательств и пониманию поведения риска в раннем детстве, половой зрелости, взрослости и старости и его размышлений о психическом здоровье во взрослой жизни. Часть этого будет возможностью узнать больше друг о друге, их корнях и контексте влияния семейного контекста на историю, настоящее и будущее человека.

Семинар подходит тем, кто хочет: ознакомьтесь с интегративной концепцией психомоторного подхода и его использованием в клинической медицине или социальной практике, помогая профессиям, врачам, воспитателям, родителям, педагогам и понимая поведение детей в контексте развития психомоторного развития.

Противостояние запугиванию


Слыша от знакомого, родственника или коллеги фразы со смыслом "если ты не сделаешь чего-либо, то в твоей жизни случится несчастье" или "если ты не изменишь свое поведение, то я сделаю что-то плохое для тебя", нужно задать себе вопрос, реальна ли угроза. В случае, когда запугивание или угрозы не имеют под собой реальных оснований, шантажисту можно предложить воплотить его угрозу в жизнь прямо сейчас. Если же Вашей жизни, здоровью или благополучию и Вы уверены, что он может выполнить угрозу, то лучше всего записать его слова на диктофон или видеокамеру и затем обратиться в полицию.

Набор обучения, содержащий как теоретическую, так и практическую часть, подчеркивая контекст и пробуя практические навыки. По возможности, в контексте вашей целевой аудитории. Обозначение курса предназначено для работников, которые работают с семьей в любом контексте и которые заинтересованы в обмене опытом.

Выпускник узнает, как распознавать и понимать проблемные ситуации в семье, с соответствующей коммуникацией или стратегией при работе с отдельными членами семьи. Выпускник расширит свои навыки в планировании и возможной реабилитации семьи, познакомится с тем, как поддерживать отдельных членов семьи, а также семью в целом. Выпускник будет знаком с тем, насколько чувствительной и ласковой является семья как организм. И как найти возможный общий язык для работы с каждым отдельным членом семьи, как индивидуально, так и как часть семейной системы.

Практический пример: Сотрудник А не выполнил свою часть обязанностей по проекту и пытается путем запугивания заставить сотрудника В сделать его работу. Противостоять давлению в подобных случаях можно так:

А: Почему ты собираешься уходить, если работа над проектом еще не закончена? Если мы не закончим сегодня, начальник тебя уволит. Ты хочешь остаться без работы?

В: Я свою часть работы сделал. Я не думаю, что меня уволят за то, что я не делаю твою работу.

А: Начальнику без разницы, кто что делает. Ему нужен результат. Поэтому помогай мне, если не хочешь, чтобы тебя выгнали.

В: Ты думаешь? А зачем ждать до завтра? Давай пойдем к начальнику прямо сейчас и попросим его уволить меня за то, что я отказываюсь выполнять твою часть обязанностей.

Многие люди осознают, что против них используют приемы психологического насилия, однако не отваживаются давать отпор из-за страха испортить отношения с тем, кто любит командовать, манипулировать или оскорблять. В таких случаях нужно решить для себя, чем именно ценны такие отношения и не лучше ли вообще не общаться с агрессивным человеком, чем регулярно терпеть его оскорбления и поступать в ущерб себе, поддаваясь его шантажу и манипуляциям.

Вербальная агрессия – это высказывания или интонационные составляющие высказываний, которые служат для причинения душевной боли или направлены вызвать негативные переживания другого человека или живого существа.

Н. С. Якимова обращает внимание, что высказывания становятся агрессивными только в тех случаях, когда вызывают обратное равноценное действие. Иначе, даже самые ужасные в общепринятой практике словоформы воспринимаются как адекватные и не травмируют. Но, это не всегда так. Дело в том, что вербальная агрессия часто направлена на тех существ или людей, которые не могут в полной мере ответить на такой акт. Например, кричащий на ребёнка родитель, по сути, совершает акт насилия. Но не всегда наблюдается такая же ответная реакция. Чаще всего ребёнок просто плачет. А в случае с руководителем, подчинённый вообще вынужден молча «глотать» всю агрессию. То есть правильнее говорить не об обратном действии, а об обратном реагировании. И неважно, в чём это реагирование проявляется. Главное, чтобы это вызывало переживание или волнение. Это называется «принципом обоюдности».

Стоит так же отделить вербальную агрессию от феномена языкового насилия. Дело в том, что языковое насилие не имеет определённой жертвы, а направляет высказывание на широкий, чётко необозначенный круг лиц. Например, лиц еврейской или цыганской национальности. Даже шутки про блондинок или чукчей можно отнести к одной из форм языкового насилия. Вербальная агрессия всегда предметна и чётко направлена на отстаивания своих позиций или точки зрения перед конкретным лицом.

Причинами агрессивного вербального поведения могут быть:

Однако, во всех случаях на первый план выступает мотив поведения. А определяющим мотивом является именно стремление нанести внутренний ущерб собеседнику. Это выражается и в смыслообразующем замысле, а не только в оформлении речи. Ведь можно припомнить, например, содержащее большое количество нецензурной брани общение определённых личностей. Но, при этом эта самая брань и транслируется, и воспринимается как слова-вставки и не вызывают оскорбительных ощущений. Потому что, в этом случае, нет определяющего мотива и преднамеренных действий в виде нанесения обиды.

Типы

Что же такое вербальная агрессия конкретно? По сути, это один из десяти типов, экспериментально выявленных вариантов словесных нападок, которые могут быть такие:

Почему же невербальные знаки включены в пласт вербальной агрессии? Да потому что при помощи них выражения и обороты принимают совершенно иные, оскорбительные формы. К упомянутым знакам мы относим:

  • жесты (сжатые кулаки, скрещенные или упёртые в бока руки);
  • мимику (злое или пренебрежительное выражение лица);
  • позы («повелительные позы» всегда воспринимаются как провокация);
  • визуальный контакт (провокационным здесь может выступать взгляд, который воспринимается как «наглый»);
  • интонацию и тембр голоса (даже безобидную по смыслу фразу можно прокричать или сказать с пренебрежением, провоцируя обиду);
  • организацию времени и пространства общения (вторжение без спроса на «чужую территорию» или настоятельный вызов на свою, понимая, что в таком месте общение будет некомфортным, уже расценивается как акт нападения).

«Ты считаешь, что это так?», - говорит родитель или руководитель. По сути, эта фраза не оскорбительна. Но, если добавить определённую позу, тембр голоса, поставить «руки в боки», да ещё и вызвать собеседника «в кабинет на ковёр к начальству». Безобидная фраза сразу становится угрозой, осуждением мнения и установок. А фраза: «Всё с вами понятно, милочка» при определённых неречевых «добавках» подвергает сомнению уровень умственных способностей и компетенции. Одним словом, что в первом, что во втором случае – доставляет внутренний дискомфорт и переживания.

После вербальной агрессии может провоцироваться физическая. Это происходит, если существует изначальная настроенность объекта агрессии в силу его особенностей: личностных, социальных или ситуативных. К личностным особенностям относят чаще всего возраст, пол. К социальным факторам – этническую принадлежность, социальную благополучность окружения, уровень образования и общей культуры.

К ситуативным чаще всего относят окружающую обстановку, физическое, физиологическое и нервно-эмоциональное состояние человека и дополнительные факторы, которые могут влиять на адекватность оценивания и восприятия ситуации. Но не стоит списывать со счетов и влияние общественных факторов. Эти факторы обуславливаются национальным менталитетом и разделением определённых лингвистических норм как «неприемлемых» или «приемлемых». Так в одних этнических группах может быть абсолютно недопустимо оскорбительное высказывание в адрес родителей собеседника. И подобные вещи всегда провоцируют акт физической агрессии. Тогда как в другой группе это не будет вызывать столь бурную реакцию.

Вербальная агрессия может иметь форму прямой агрессии, которая выполняется непосредственно над кем-то здесь и сейчас. А может быть косвенной. Косвенная вербальная агрессия неоднородна и включает два разных, но дополняющих друг друга понятия. В первом случае она рассматривается как агрессивное поведение, направленность которого на определённое лицо скрывается. Во втором случае – рассматривается как агрессия, которая окольным путём стремиться задеть жертву. По сути, эти два понятия сходны в принципе действия – без прямого высказывания. Она имеет вид интриг, сплетен. Оскорбление достигается путём нанесения ущерба прежде всего репутации человека.

Агрессия у детей и подростков

Несмотря на то, что подобные языковые акты могут совершать практически все люди, наиболее часто к психологам или психотерапевтам обращаются по поводу вербальной агрессии у детей и подростков. Стоит сказать, что язык и речь подростков интенсивно развивается и совершенствуется как за счёт увеличения словарного запаса, так и за счёт понимания двусмысленных трактовок некоторых слов и оборотов. Подросток осознаёт, что выражать свой взгляд на некоторые вещи не обязательно словами. Существует множество других способов.

Современные подростки всё реже увлекаются книгами и театром, и всё чаще – компьютерами и телевидением. Поэтому, они быстрее и больше, чем их родители, впитывают варианты агрессии, выраженной в речевой форме. И неважно, с уст кого вылетают эти выражения: осуждённого, изгоя, персонажа игры. Ведь, телевизионные передачи, равно как и компьютерные игры, по мнению многих наблюдателей, стали более агрессивными.

Гипотетически считается, что мотивы вербальной агрессии у подростков следующие:

  • потребность в самореализации, даже если это происходит за счёт притеснения интересов или личного пространства другого человека;
  • потребность в самоутверждении, когда ребёнок начинает восставать против авторитетов;
  • потребность в самозащите, когда приходится отстаивать своё жизненное пространство или свободу выбора.

Что же касается малышей, доподросткового периода, то с помощью вербальной агрессии дети часто «маскируют» важные и болезненные внутренние переживания: печаль, гнев, но чаще – ощущение одиночества, боязнь быть брошенным. Поэтому нередки случаи, когда такие варианты «подменили ребёнка» происходят в периоды пополнения семейства младшими детьми, в период разводов, смены места жительства и иных, травмирующих маленькую личность, жизненных ситуаций. Даже если таковой является необходимость «выжить» или «отстоять своё личное пространство» в большом коллективе, например – группе детского сада.

Здесь можно отметить факт, что формы несколько меняются.

Так, вербальная прямая агрессия чаще всего обретает форму дразнилок: «Маша – простокваша», «Жора – обжора». Хотя могут спускаться на уровень оскорблений. Причём, не все наборы ругательств усвоены в этом возрасте адекватно. Поэтому, кроме «заразы» и «кобылы», как ругательство, могут применяться слова, которые по какой-либо причине были «занесены» в этот список.

Например, ребёнок может «обзывать» кого-то «рукастым». В его представлении это слово обозначает настоящего монстра с «какими-нибудь длинными и огромными или уродливыми руками». Тогда как в нашем представлении это скорее человек, который очень хорошо что-то мастерит или ремонтирует. Кроме того, психолог вообще может удивить находящихся в шоке от лексикона ребёнка родителей: оказывается, малыш вовсе не выражает агрессию. Он просто пересказывает новые слова, услышанные от других.

Яркими проявлениями косвенной вербальной агрессии в детском возрасте остаются жалобы. Хотя они, как правило, нивелируются и без психологической коррекционной работы. Но, наиболее обращать на себя внимание должны агрессивные фантазии. В них, как правило, ребёнок «наказывает обидчика» не сам: «придёт милиционер и тебя заберёт», «расскажу дворнику, и он тебя отвезёт далеко-далеко, на мусорную кучу». Дело в том, что такие виды фантазий могут свидетельствовать о формировании низкой самооценки ребёнка и быть лакмусом его несостоятельности дать отпор проблемам или обидчикам без чьей-либо помощи. Так же можно говорить о вариантах гиперопеки родителя или члена семьи, которая подавляет маленькую личность.

Лечение

Что же можно посоветовать в этих случаях? Конечно, не отчаиваться и разбираться с проблемами. В этом вам помогут психологи или психотерапевты.

Как правило, детей и подростков, склонных к вербализации своей агрессии, получается легко разговорить. Всё дело в том, что они рады как раз общаться и быть услышанными. Следовательно, коррекция таких проявлений происходит довольно хорошо.